
Алисия фон Грэйс, или просто Лиза. Сейчас ей 14 лет. Первые хозяева выбросили ее из окна, когда оказалось, что Лиза не так породиста, как им хотелось бы.
Первые питомцы
Первая собака появилась у Сергея в 1985 году, когда ему было 14 лет. Одноклассницы взяли двухнедельного щенка восточноевропейской овчарки, а их родители не разрешили оставить, потому что со щенком, который пока даже есть сам не мог, было слишком много возни. Сергей взял его к себе, назвал Гарсоном.
- Мы с мамой выкармливали его из соски. Гарсон прожил десять лет. После его смерти я долгое время не брал собаку, было слишком тяжело морально.
Следующая собака появилась в 2014 или 2015 году. По профессии Сергей технолог прокатного производства, и во время работы в одной из деревень под Череповцом он узнал о щенках местной овчарки, ухитрившейся когда-то «завести роман» с волком. Щенки, соответственно, были волкособами, желающие приютить их в очередь не выстраивались, и одного Сергей забрал. Увы, происхождение давало о себе знать: волкособы могут быть агрессивными и непредсказуемыми. Сергей обращался к зоопсихологу, применял успокоительное, консультировался с различными специалистами - и все говорили, что Кайзера (так назвали волкособа) придется усыпить. Самого Сергея Кайзер дважды сильно – до разрывов – кусал за руку, но последней каплей стало то, что Кайзер укусил мать и сына Сергея.
В 2018 - 2019 годах Сергей работал в приюте «ЗооЩит», с руководством и волонтерами которого сохраняет теплые отношения до сих пор, иногда советуется, например, насчет лечения своих собак. Он пристраивает животных, которых находит сам – видит на улице или в объявлениях, где рассказывают об экстренных случаях, когда срочно требуется передержка.

Фокс – мальчик, ему около 8 месяцев (ввиду возраста еще не кастрирован), некрупный (ниже колена и либо больше не вырастет, либо вырастет незначительно). Очень дружелюбный (ладит и с другими животными, и с взрослыми людьми, и с детьми) и очень, очень активный (если не «выбегается», может носиться по квартире часами напролет), туалет – строго на улице. Если вас заинтересовало это чудо, звоните по номеру 8-964-673-35-38.
«Квадратный» Бакс
В общей сложности Сергей пристроил около 15 собак, и почти со всеми их владельцами он на связи по сей день. Обычно люди охотнее берут породистых животных, однако это не железное правило. Скажем, несколько лет назад удалось пристроить дворнягу (предположительно, метиса финской лайки) Федора, причем семья – девушка и ее отец – приехали за ним аккурат под Новый год. Федора забрали в новый дом в шесть часов вечера 31 декабря; теперь Сергей, улыбаясь, называет его новогодним подарком. Сейчас Матрос (новые хозяева сменили псу имя) в теплое время года живет в доме в Ботове, а зимовать приезжает в Череповец. Еще одна нечистокровная лайка - Элис обрела любящую семью и дом, притом коттедж, в Кадуе.
Отдельно стоит сказать о псе по кличке Бакс, из Вологды. Его хозяин погиб на СВО, и пес оказался на улице. В Вологде его брали на передержку шесть раз, затем он попал к Сергею. Фактически благодаря Баксу мы и познакомились с Сергеем: мужчина обратился в редакцию и попросил нас рассказать о Баксе в группе газеты в соцсети «ВКонтакте», надеясь, что это поможет найти хозяина для собаки. Пост в группе собрал множество лайков, перепостов, комментариев, в итоге потенциальный хозяин нашелся. Бакса взял к себе молодой человек; однако вскоре вернул Сергею. (Отдавая животное, Сергей всегда говорит новым хозяевам: если что-то пойдет не так, пусть вернут собаку ему, а не выбрасывают.) Новому хозяину не понравилось, что в его отсутствие Бакс разгромил комнату. Конечно, недовольство более чем понятно, но и поведение Бакса объяснимо: хозяин работал по сменам и оставлял пса на 14 - 15 часов, а не все собаки могут столько времени спокойно находиться одни.
Была и вторая неудачная передержка, но потом удалось найти для Бакса хозяйку в Мяксе. Сейчас пес живет там в частном доме, его холят, обожают и балуют, в том числе вкусненьким.
- Он уже стал квадратным, - смеется наш собеседник.

О псе Баксе, чей первый хозяин погиб на СВО, мы какое-то время назад писали в нашей ВК-группе. К сожалению, тогда не удалось найти постоянного хозяина, зато сейчас у Бакса есть хозяйка, которая души в нем не чает.
Гулять – на руках
Есть собаки, которые так и остаются с Сергеем. Например, Лизу, которой в следующем году исполнится 15 лет, он даже не пытался пристраивать: слишком сложная у нее судьба.
Лиза – или, согласно метрике, Алисия фон Грэйс – родилась в питомнике. По идее, она чистокровный риджбек, но где-то генетика подвела: для этой породы Лиза слишком небольшая, она так и не доросла до размеров «стандартного» риджбека. Вскоре после того, как хозяева, которые купили ее щенком за 80 тысяч рублей и, очевидно, собирались использовать для разведения, поняли, что планам сбыться не суждено, Лизу выбросили из окна. В результате - переломы лап и хвоста. Хвост пришлось ампутировать, а передние лапы, хотя нормально функционируют, имеют теперь изогнутую форму.
Пса Чучу (полное имя – Чучундра) Сергей взял за городом, чтобы того не утопили «добрые» - и очень «ответственные» - хозяева, которые, когда у их гончей началась течка, не придумали ничего умнее, чем просто отпустить собаку побегать по деревне. Первая попытка пристроить Чучу не увенчалась успехом, и Сергей решил больше не пробовать, а оставить пса у себя.
Отдельная история – немецкая овчарка Акелла. Это служебный пес, которого «списали» по возрасту после того, как ему исполнилось восемь лет. Но проблема не столько в возрасте, сколько в том, что у овчарки не функционировали задние лапы, она ползала на передних. В чем причина, доподлинно неизвестно. Кинолог, который занимался Акеллой и был его хозяином, погиб на СВО, сам Акелла вместе с ним был в зоне боевых действий, потом пса вернули в Череповец. Возможно (но это только версия, никаких подтверждений нет), Акелла как раз получил травму на территории проведения СВО.
Сергей отвез пса к ветеринару, и благодаря лечению функциональность лап частично восстановилась, по крайней мере, Акелла смог на них стоять и более-менее ими двигать. Правда, через какое-то время состояние снова ухудшилось, но Сергей надеется, что это временно: впереди еще минимум два курса лечения. А пока приходится на руках выносить Акеллу на улицу, чтобы выгулять его.
Недавно появился еще один питомец – соседский щенок Фокс. Его взяли для детей соседи снизу, но детям он если и был интересен, то не до такой степени, чтобы щенка не выставили за дверь после начала дорогостоящего ремонта. Да, мало кому понравится, когда атрибуты дорогого ремонта грызут или царапают, но все-таки это не ахти какое оправдание. Фокса нужно пристроить в другую семью, в том числе потому, что его недолюбливает Лиза, а она дама серьезная – в свое время даже Кайзера приструнивала.
Собак, которые к нему попадают, Сергей прививает и стерилизует (хотя, бывает, собаку забирают быстро и эти процедуры не успевают сделать), кормит, следит за их здоровьем, и все это за свой счет.
- Никогда не хотелось махнуть на все рукой? – осторожно спросили мы. – Все-таки содержать нескольких собак не очень-то дешево, да и физически это довольно тяжело, а здоровья у человека с годами не прибавляется. У вас не было соблазна просто прекратить помогать, пройти мимо?
- Знаете, - немного грустно улыбается Сергей, - на этот случай есть поговорка (или афоризм): «Чем больше узнаю людей, тем больше я люблю собак». Не говорю, что у всех так, но на себе я это ощутил в полной мере. Не раз близкие друзья, что называется, били в спину и предавали, а вот собаки – ни разу.
Вообще, на интервью Сергей согласился в первую очередь потому, что считает важным обращать внимание на необходимость ответственно относиться к животным:
- Может, кто-нибудь из тех, кто не задумывался об этом раньше, задумается после прочтения.

Бывший служебный пес Акелла сейчас живет у Сергея, и отдавать его Сергей не собирается. «Во-первых, ему нужен специфический уход, с которым не каждый справится. Во-вторых, моей первой собакой была овчарка, я хотел когда-нибудь снова завести овчарку - и я ее завел», - говорит мужчина.
Фото: предоставлены Сергеем
Елена Бжания