
Дмитрий Черепанов: «Каждый должен заниматься своим делом. Я за качество в каждом узелке, в каждом шве, в каждой линии кроя».
«Танцующие» костюмы
В швейное дело Дмитрий пришел по стопам мамы и бабушки. За швейную машину он сел в 12 лет, в этом же возрасте начал заниматься бальными танцами. Атмосфера турниров, яркие костюмы, перья, стразы оказали на мальчика неизгладимое впечатление. Спустя несколько лет юноша перестал выступать, но сцена его не оставила: он стал изготавливать наряды для бальных танцев и сценической деятельности.
- Теперь я выхожу на сцену в другой интерпретации. Я не танцую сам, зато у меня костюмы танцуют, поют в хорах, играют в симфонических оркестрах, - улыбается Дмитрий.
В профессии мужчина уже больше 20 лет. Чтобы научиться, он много общался с профессионалами, изучал, что и как делают другие, совмещал работу в Череповце с работой в Санкт-Петербурге, но все же решил остаться в городе металлургов. Благодаря полученному опыту Дмитрий может создавать костюмы самостоятельно: придумывать идеи, подбирать материалы, конструировать, шить, декорировать. Однако сил одного человека на все не хватает, поэтому мужчина собрал свою команду конструкторов, закройщиков, портных. В их числе и жена Дмитрия.
Дмитрий шьет костюмы артистам танцевальных, вокальных, инструментальных, театральных коллективов - не только Череповца и Вологодской области, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославской, Ивановской, Новгородской и Самарской областей, Урала, Ямало-Ненецкого автономного округа, Дальнего Востока.
Взаимодействовать с другими городами сейчас гораздо проще благодаря интернету. Череповчанин сотрудничает и с местными предприятиями: профсоюзом «Северстали», авиакомпанией, пять лет шьет костюмы для конкурса «Мисс Северсталь», а также работает с профсоюзом «РЖД».
В числе последних работ Дмитрия Черепанова – великолепные кокошники для участниц конкурса «Мисс Северсталь».
Фото: Татьяна Иваницкая
Чужие «вселенные»
Помимо творческих коллективов, костюмы часто заказывают люди в частном порядке на свадьбы, юбилеи и другие торжества. Дмитрий признается, что ему нравится быть причастным к важным событиям в жизни других людей. Каждый заказ – это отдельный сценарий, персональная история, которая не повторяется. И человек, создающий костюмы, должен быть еще и психологом.
- Есть невесты, которые обращаются с конкретными пожеланиями, с удовольствием ходят на примерки, им все нравится. Есть невесты, у которых ближе к дате свадьбы все больше нарастает волнение, они становятся более придирчивыми, несговорчивыми, - говорит Дмитрий. - Есть заказчики с группой поддержки - например, когда приходит невеста и еще три человека. Или это может быть спортсменка, бальница, фигуристка, вместе с педагогом, мамой, бабушкой. У каждой из них - свои мечты, и все эти четыре «вселенные» надо между собой подружить. Но я привык к разным ситуациям, всегда можно их разрулить.
Главный секрет общения с заказчиками – внимательно слушать их. Бывает, что человек сам не знает своих желаний: показывает на картинках одно, но при этом говорит совершенно о других вещах. Слушая человека, можно понять, чего же он хочет на самом деле. Помогают и беседы с клиентами о психологии ношения одежды.

Создавать костюмы можно и дистанционно: заказчики присылают мерки, свои пожелания. Дмитрий разрабатывает дизайн, согласует эскизы и материалы, заказывает ткани, отдает в работу портным. Фото: предоставлены Дмитрием Черепановым
Удобство и стиль
Больше всего в этой работе Дмитрий любит новизну.
- Работы не создаются так, что я сел и вдруг придумал. Для этого необходима насмотренность. Например, нужно сделать костюм снеговика для уличного театра. Я смотрю в интернете, какими формами костюмов наполнен мир. Чаще всего это либо поролоновая кукла из шариков, либо пальто из флиса. И я начинаю искать новые формы, как можно по-другому снеговика представить, - рассказывает Дмитрий. – Каждый костюм в первую очередь должен быть стильным и удобным. Артисты, танцоры, вокалисты должны думать о том, что они отрабатывают на публику, а не о том, что костюм где-то жмет. И конечно, всегда стараюсь привнести что-то новое.
По словам дизайнера, длительность изготовления наряда зависит от его сложности.
- Бывало и такое, что комплект из 20 костюмов мы выпускали за три дня. Это не рекорд, просто у нас отлажены все механизмы, каждый участник коллектива выполняет свою задачу в проекте. Самый долгий проект - «Мисс Северсталь», ведется в течение 6 - 8 месяцев, начиная от первого техзадания заказчика и заканчивая самим шоу. Ежегодно создаем 5 - 6 коллекций по 12 костюмов, согласно числу номинаций и финалисток. У каждого выхода своя тематика, свой характер движения: где-то акцент на речь, где-то танцы, хороводы, акробатика. И у каждого выхода своя история, которую я должен вкусно рассказать через костюм.
Подобные проекты – большая ответственность. Это огромная площадь, которую нужно визуально наполнить. Это важное событие для каждой финалистки, которое не повторяется в жизни и которое фиксируется на фотографиях и видеозаписях в архивах, корпоративных изданиях.
- Каждый год работа в проекте «Мисс Северсталь» для меня - это победа над собой. В этом году на финальный выход конкурсанток мы делали коллекцию гиперболизированных кокошников, олицетворяющих достояния природы России: озеро Байкал, плато Путорана, пшеничные поля, березовые рощи… Это сложнейшие в изготовлении и декорировании конструкции метр двадцать шириной. Мною уже многое переделано, но, когда на генеральном прогоне 12 девочек вышли в костюмах и кокошниках на фоне красочного видеоряда, я ощутил душевный трепет и гордость за то, что мы это сделали!
Не бояться ошибок
Пошивом костюмов Дмитрий и его команда занимаются круглый год. Наиболее активное время – с ноября по май, пик загруженности приходится на весну, когда по всей стране идут отчетные выступления и танцевальные фестивали. Работать приходится с восьми утра до десяти вечера, чтобы спортсмены и артисты смогли прийти после учебы и тренировок. Приходится лавировать, проявлять гибкость. Дмитрий считает, что нет невыполнимых задач, главное – быть упорным и любопытным.
- Не боги горшки обжигали, сделать в нашей сфере можно все что угодно. Все идет через познавание, макетирование, подбор. Сейчас я делаю костюм по заданным эскизам для хореографического фильма, в котором снимаются топовые танцоры страны. Я понимаю, что костюм должен быть удобным для танцора, но в то же время будет съемка с разных планов, кто-то будет этот фильм пересматривать, поэтому ответственность большая. Воротник у костюма очень сложной конструкции, и мне пришлось сделать пять макетов воротника, чтобы убедиться, что все будет сидеть как надо. Если простую двухшовную юбку я сошью за полтора часа, то здесь на один воротник ушел целый день, потому что все требует практики. Но я всегда веду проект до конца и стремлюсь, чтобы он радовал меня и других людей.
Марина Чадова