16+

Какую роль в жизни череповчан играют киоски с прессой и что будет, если их уберут

«Убирают то, чем мы гордились как читающая нация»
сегодня


Газетный киоск, что стоял у ТЦ «Каравелла» на Октябрьском проспекте, увезли. Еще по четырем торговым объектам договор аренды городской земли заканчивается и продлевать его на следующий год в мэрии не планируют. Неужели киоски больше не нужны?

Бойкое место (киоск на ул. Наседкина, 21)
Ноябрьский холод, дождь. Однако в 11 часов, когда мы приехали, у киоска очередь. Читатели «Речи» и «Голоса Череповца» пришли, несмотря на ненастье, за свежими выпусками печатных изданий. В числе покупателей жители Череповца от мала до велика. Здесь же — популярная остановка автобусов, совмещенная с торговой точкой.

После того, как по распоряжению мэрии был демонтирован киоск у ТЦ «Каравелла», часть подписчиков и постоянных покупателей перевели сюда. Что берут?

— Ассортимент у нас богатый, — в перерывах между выдачей товара рассказывает «Речи» опытный киоскер Елена Вербицкая. — Хорошо берут местные газеты: «Речь», «Голос Череповца», «Красный Север». Есть федеральные печатные издания: «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», журналы «Караван историй», «Тайны XX века. Золотая серия».

В окошке киоска то и дело возникают новые лица: мне «Голос», сканворды, «Речь», календарь, заодно дайте ручку с синей пастой, «Красный Север», пожалуйста, «Клубничку», «Толстяк» (сканворды, кроссворды), а мне детский журнал «Непоседа». Спрашивают издания для автомобилистов, по шитью, по вязанию. Кто-то молча подает листок подписчика; киоскер, приветливо кивая постоянному клиенту, называя его по имени-отчеству, делает отметки и выдает нужную газету.

Оглядываем витрины. Помимо многочисленных газет и журналов, здесь можно найти сувениры (магнитики, кружки, тарелки, брелоки), школьную канцелярию (ручки, альбомы, фломастеры, карандаши), детские издания — «Ежик», «Череповечка», «Котята на каникулах», раскраски, пазлы.

— Все хорошо берут, сами видите, покупатели идут один за другим, — констатирует Елена Николаевна. —

Их еще и больше стало после того, как убрали киоск от ТЦ «Каравелла». Там киоск пользовался огромным спросом у жителей близлежащих домов, у дачников (от ближайшей остановки ходят автобусы в пригород. — Прим. ред.). Многие сейчас возмущаются, что киоска там нет и приходится ходить на Наседкина.

И в завершение нашего разговора спрашиваем продавца, что значит для нее киоск на улице Наседкина, 21.

— Прежде всего, это работа, дополнительный доход в семейный бюджет. Пенсия у меня небольшая, поэтому для меня работа — это важно и работаю я с удовольствием, — отвечает Елена Вербицкая. — Еще это общение. После демонтажа киоска на Октябрьском, 49, люди пожилого возраста стали ходить сюда, а им тяжело ходить, расстояние все-таки. Они приходят и за газетой, и поговорить. Какие таблетки выписали, к какому врачу сходили, про детей, внуков им нужно поговорить. Пообщались и ушли домой довольные и с газетой.

Мы спросили не только продавца, но и покупателей. Какую роль в их жизни играют газетные киоски в шаговой доступности? Как изменилась их жизнь после того, как исчез киоск с Октябрьского проспекта, 49?

Николай, 70 лет, работающий пенсионер
— В киоске на Наседкина я всегда покупаю «Речь» и «Аргументы и факты». Удобно: я рядом живу, с этой остановки на работу езжу. Думаю, у таких киосков есть социальная роль. Газета «Речь» очень популярна среди череповчан. Она описывает актуальные события. Такое ощущение, что редакция газеты — люди принципиальные, они работают на народ. Киоски закрывать не нужно.

Валентина Абрамова, пенсионерка
— Раз в неделю покупаю «Речь» с программой. Я все время читаю, мне интересно, что делается в нашем городе, где что строится, радуюсь, как будто все это мое личное. Я привыкла к этому киоску. Если и его уберут, буду ходить на кольцо (Октябрьский, 42. — Прим. ред.). А если и там уберут, тогда я не знаю. Не надо их убирать, здесь постоянно народ покупает что-то, киоски нам нужны.

Тамара Толокнова, пенсионерка
— Я считаю, неправильно убирать киоски. Мы — поколение читающее, это молодежь сидит в интернете. По «Каналу 12» увидела краем глаза, как убирают киоск у ТЦ «Каравелла». Мне плохо стало. Я побежала туда, вижу: нет киоска. Хоть бы объяснения какие-то дали. Да, муниципальная земля, два на два метра муниципальной земли. Что они на этом месте поставят? Памятник? Себе? Меня это возмущает. В киоске, который убрали, какая хорошая киоскер была, знала, кто что берет. Мы же там собирались и не только газеты брали — мы общались, друг друга все знали, с праздниками поздравляли. И киоскер для нас стала любимая, родная — такая приятная женщина. Этот киоск был всем нужен. А главное, был красивый, современный. Кому он помешал, я не понимаю. У нас все забрали, лица города нет, самоуправления нет.

Татьяна Костина, пенсионерка
— Киоск на Наседкина нужен, он пользуется спросом. И наш киоскер очень приятная, умная и всегда доброжелательная женщина. Я постоянный покупатель, и меня слегка даже обижает то, что киосков стало меньше. Честно говоря, неприятно даже стало: убирают то, чем мы раньше гордились как читающая нация.

Разбирают как горячие пирожки (киоск на Октябрьском проспекте, 42)
Отправляемся в другой киоск «Издательского дома «Череповецъ», он находится на остановке «у кольца» и совмещен с большим остановочным павильоном. Если по нему договор аренды не продлят, убрать придется и эту остановку.

Киоскер — Людмила Александрова. Ассортимент в ее небольшой вотчине богатый. Что берут?

— Газеты, журналы, сканворды, филворды, — перечисляет Людмила Ивановна. — Советы дачнику, календарь садовода-огородника. Вот полка, здесь журналы мод, для души, для отдыха. Для детей есть также ручки, карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски, анкеты для девочек. А еще пазлы, брелоки-фонари. Сувенирная продукция: тарелки, кружки, магнитики, сувениры-ангелочки. Все берут. Киоск на Октябрьском, 49, убрали, так теперь многие идут к нам, даже с улицы Рыбинской. Некоторым по состоянию здоровья тяжело сюда добираться, но идут. Люди привыкли читать.

А что такое киоск для его работницы?

— Я уже на пенсии, для меня это любимая работа, дополнительный заработок. А еще общение с людьми, — говорит Людмила Александрова.

Долго поговорить нам не удалось: поток покупателей не иссякал ни на минуту. То и дело спрашивали: «Речь», «Голос», сканворды, календари. Спрашивали и про возможность подписаться на «Речь» и «Голос Череповца» на будущий год. И в этом киоске, и во всех остальных череповчанам вынуждены отвечать: подписка приостановлена. Ведь если киоска здесь в следующем году не будет, куда пойдут подписчики за газетой?

К полудню Людмила Александрова распродала половину свежей печатной продукции. «Уже надо на следующий день заказывать», — замечает она.

Мы интересуемся у покупателей, насколько важен для них киоск.

Вера, пенсионерка
— Киоск нужен, мне жалко тот, что убрали, я живу рядом. Теперь вот сюда приходится бегать. Значимый социальный объект, людям нужный.

Екатерина Николаевна, пенсионерка
— Киоск нужен обязательно. Не закрывайте его, пожалуйста. Я постоянно покупаю здесь «Речь», «Голос Череповца». У меня и подруги все здесь газеты покупают. Многие расстроились, что тот (на Октябрьском пр., 49. — Прим. ред.) убрали. И киоскера мы нашего очень любим и уважаем. Очень хорошая женщина, все грамотно расскажет, объяснит.

Надежда Лебедева, пенсионерка
— Я живу в Матурине и все время выписываю газету «Речь» в киоске у кольца. Мы привыкли читать газеты, многие годы сюда ходим. Я уже 20 лет, как беру тут газеты. Если был бы поближе киоск, было бы еще лучше, но мы привыкли, ходим в магазины в нашем округе, а заодно и заходим в киоск. Что еще приобретаю в киоске? Раньше «Сельскую новь» покупала, «Голос Череповца», кроссворды, сканворды. У меня муж интересовался, очень любил это читать и разгадывать, его нет с нами, так я только «Речь» беру. Если киоски уберут… Я считаю, это неправильно. Люди должны развиваться, знать, как живет город, область, страна. Надо быть в курсе событий. Мне нравятся публикации в «Речи» про то, как раньше было. Например, как открывали «Тополек», я в номере за вторник прочитала, что детскому санаторию 25 лет. Пусть это и ностальгия, но это наша жизнь. Я работала учителем музыки, учителем начальных классов, потом еще и русский с литературой вела в 5-х классах. У меня еще мама выписывала «Коммунист» и дедушка, мамин отец, выписывал.

Нина Шарыпина, пенсионерка
— Я живу в Матурине, покупаю «Голос Череповца», раз в неделю покупаю «Речь», «Красный Север». Надо же знать, что творится в городе, области, стране. Считаю, что киоски на Октябрьском, 42, и на Наседкина, 21, нужны людям. Там всегда есть покупатели. Я из советского времени, когда много читали, выписывали газеты и журналы. Я к этому привыкла. У меня бабушка была первый чтец в семье; благодаря ей мы всегда выписывали «Коммунист», «Неделю», «Комсомольскую правду», «Литературную газету». Если киоски уберут? Лучше бы их оставили; без них, на мой взгляд, чего-то будет не хватать. Я из того поколения — читающего.

Люди хотят читать (киоск на ул. Красной, 36)
На следующий день отправляемся в киоск «Издательского дома «Череповецъ» на перекрестке улиц Красной и Первомайской, он работает больше пятнадцати лет. Люди к нему привыкли.

— Сегодня день непривозной, свежая пресса будет в другой раз, — объясняет нам киоскер Галина Кашоид. — Покупатели потянутся к нам чуть позже, в районе обеда, все дела дома переделают и пойдут по запланированной траектории, купят все по пути. Я считаю, киоск удачно поставлен на перекрестке дорог, никому не мешает. Здесь сосредоточены магазины, жилые дома.

— Галина Степановна, а что для вас киоск?

— Работа в удовольствие, место, где голова включается. Дома я посидела немножко и решила: нет, не хочу. Дополнительный заработок никогда не лишний.

Галина Степановна рассказывает, что в продаже, что берут:

— А все берут и покупают. В числе наших покупателей и дети, и молодежь, и мужчины, и женщины. Берут и местные газеты и журналы, и центральные. Практически на второй день после привоза всю свежую прессу раскупают. А ее на любой вкус. Журналы с программой: «7 дней», «Телесемь». Мужчины любят журналы на исторические темы: «Тайны XX века. Русская история», «Архивы XX века». Вы знаете, эти журналы охотно берут и женщины. Детективы берут, кроссворды, сканворды, все для дачников, огородников, лунные и посевные календари. Молодежь берет чаще то, что связано с мистикой, астрологией: «Тайны и загадки», «Ступени Оракула», «Другое измерение», гороскопы, астрологические прогнозы. А еще текстиль: бейсболки, шоперы. Для детей журналы — «Лучшие детские кроссворды», «Непоседа», «Ежик» «Бабушкин компот». Раскраски, куклы, брелоки, канцтовары. С родителями идут — просят остановиться и купить.

В этом киоске, как и в других, подписка на местные газеты «Речь» и «Голос Череповца» приостановлена. Как люди на это реагируют?

— Людей это огорчает, им была гарантирована газета. Подписчик всегда ее получит, даже если для других она уже раскуплена, — отмечает Галина Степановна. — Сейчас люди возмущены, не понимают, для чего убирают киоски. Здравомыслящему человеку, я считаю, это трудно понять. Откуда будут брать новости? Станут фантазировать, спрашивать у соседки, интерпретировать услышанное где-то, погрузятся в мир сарафанного радио. Разве это правильно?

Пока мы разговаривали, потянулись покупатели. Спрашиваем, нужен ли им этот киоск.

Ирина Кузнецова, пенсионерка
— Нужен киоск обязательно. Их вообще не хватает. Где газеты покупать? Я покупаю свои, местные газеты, чтобы новости узнать. В телефоне я не люблю читать.

Эльвира, пенсионерка
— Киоски, конечно, нужны. Мы все газеты покупаем — хоть «Речь», хоть «Клубничку». Я приехала к дочери, вот и сюда заглянула. Киоски не надо убирать, не вздумайте убирать, надо оставить. Мы все за киоски, хоть у кого спросите. За всю жизнь привыкли к этим киоскам.

Купить в дорогу и в подарок (киоск на привокзальной площади)
У железнодорожного вокзала череповчан и гостей города встречает современный торговый павильон. Но блеск металла и большие стекла гармонично вписываются в ансамбль реконструированной в этом году привокзальной площади. Однако, согласно предписанию комитета по управлению имуществом города, снести нужно будет и этот торговый объект.

— Люди, приезжая в Череповец, идут с поезда, заглядывают сюда, чтобы купить свежие газеты и сувениры. Отправляясь в другой город, покупают в дорогу кроссворды, сканворды, журналы и газеты, чтобы почитать в пути, подарки родным и друзьям в других городах, — рассказывает продавец Елена Соловьева. — Спросом пользуется все.

Татьяна Ковачева
Читайте также