В этом году одному из самых известных коллективов Вологодчины исполняется 35 лет. В преддверии большого юбилейного тура «Речь» встретилась с его бессменным художественным руководителем, народным артистом России Евгением Максимовым.
35 лет назад на вологодской земле родился «Русский Север» — ансамбль, ныне известный далеко за пределами нашей области и России. В коллективе каждый умеет все: танцевать, петь, исполнять драматические роли. Три с половиной десятилетия были наполнены гастролями по стране, миру, любимой Вологодчине, в активе ансамбля множество престижных наград и званий. В субботу в Камерном театре состоялась премьера программы «За северным ветром» (12+), которая собрала аншлаг.
В преддверии большого юбилейного тура «Русского Севера» по области и выступления в Кремле мы пообщались с его художественным руководителем Евгением Максимовым. Говорили о прошлом, настоящем и будущем ансамбля, о магии Русского Севера и о том, почему фольклор снова в моде.
Ансамбль «Русский Север» считается визитной карточкой Вологодской области, но базируется в Череповце. Где же вы на самом деле находитесь?
— Вы знаете, это целая история. Да, нас финансирует область, но наша домашняя сцена и репетиционная база — во Дворце металлургов в Череповце. И мы здесь с 1993 года, еще со времен, когда я создал Русский Национальный театр. В 2010 году мы вернулись к названию «Русский Север» и перешли в ведение области. Так что юридически мы вологжане, а фактически — череповчане.
Юбилейные торжества пройдут не только в Череповце. Где вас можно будет увидеть в ближайшее время?
— Юбилей у нас только начинается, и он вписан в большую гастрольную жизнь. Ровно 35 лет назад состоялся наш первый концерт, и теперь мы отправляемся с юбилейной программой по городам и районам Вологодской области. 27 ноября — большой концерт в Вологодском драматическом театре. А 5 декабря мы ждем всех в Кремлевском Дворце съездов в Москве. Расписание всегда можно найти в нашей группе, гастролей очень много.
Ваша новая программа называется «За северным ветром». О чем она?
— Я всю жизнь, со студенческих лет, занимаюсь фольклором. Объездил с магнитофоном весь Северо-Запад: Вологодскую, Архангельскую, Новгородскую, Псковскую области, записывал песни, сказания, обряды. Название программы — метафора. Северный ветер навевает особую атмосферу, особый говор, свою природу. В глубинке, куда порой сложно добраться, традиции сохранились удивительно чисто. Все лучшее из путешествий я и стараюсь воплотить на сцене — чтобы было не только познавательно, но и ярко, красочно, чтобы зритель смотрел с удовольствием. Делаем интересные сцены в постановке, например, как летом мы гоняемся за солнцем, а зимой — за ветром. Программа построена на контрастах: первая часть — языческая, вторая — христианская. Это отражает нашу историю, где одно тесно переплеталось с другим. И, конечно, в спектакле много деревенской удали, плясок, юмора. Без этого русский человек никогда не жил.
Кому посвящена программа?
— Нашему зрителю, всем, кто живет на северной земле. Земле, из которой черпаем фольклор, песни, предания, легенды. Представление проходит в двух отделениях и шести картинах: «Русь северная языческая», «Русь северная православная», «На войну Великую», «Гулянья молодежи на Русском Севере», «На ярмарке», «На деревенской улице».
Актуально ли это сегодня?
— Конечно, актуально! Многие сейчас этим интересуются. Я, например, построил дом в русском стиле — с резными наличниками, воротами. Это не просто обереги, это какое-то внутреннее спокойствие, умиротворение. А что касается зрителя, то раньше пугало, что зритель был возрастной, а сейчас мы наблюдаем приток молодежи, аудитория меняется. Политика, патриотический тренд, российские традиции на телевидении — все это делает фольклор востребованным. Молодежь идет на русскую песню, на танец.
Евгений Павлович, а что для Вас лично «Русский Север», кроме названия и географического положения?
— Русский Север — это земля, где мы живем, место притяжения: сама природа, монастыри, люди — все уникально. Я не могу существовать без нашего края, здесь все родное.
Вы много гастролировали по миру. Как встречают «Русский Север» за рубежом?
— Музыка и танец не нуждаются в переводе. Мы объездили полмира, больше 60 стран, и больше 10 раз были в США. Нас везде принимали прекрасно. Сейчас, понятно, в Европе для нас все закрыто, но в этом году мы, например, с большим успехом выступали в Китае и Белоруссии.
Как вы находите новых артистов? С кадрами сейчас сложно?
— Проблема с кадрами, особенно с балетными, есть. Но у нас налажена связь с Череповецким училищем искусств. Молодые ребята приходят к нам на практику, некоторые остаются. В основном у нас крепкий костяк, но жизнь идет, танцоры уходят на пенсию, так что без обновления нельзя. Сейчас в коллективе 40 человек.
Современные технологии, интернет — это угроза традиционной культуре или помощь?
— Однозначно помощь, в первую очередь для продвижения. Раньше надо было афиши на каждом столбе развешивать, а сегодня через интернет о твоем концерте узнают тысячи. История не исчезнет, она будет оцифрована. Я считаю, что традиция и современность не мешают, а дополняют друг друга. Они живут в сотрудничестве.
Каким вы видите «Русский Север» через 10 лет?
— Мне кажется, таким же. Наше кредо: «Чем глубже корни, тем выше древо». Мы не замыкаемся только на старине. У нас есть и современные программы, мы работали над балетом Гаврилина «Дом у дороги», ставили рок-балет. Главное — глубина, чтобы форма и содержание соответствовали друг другу. Не эклектика, а выверенная постановка.
Что бы вы хотели сказать зрителям в ваш юбилейный год?
— Прежде всего — спасибо, что приходите! Очень радует, что в зале сейчас много молодежи, дети. В наше непростое время мы должны давать людям энергию, положительные эмоции. Мы должны не только воспитывать, но и развлекать, ведь русский человек без юмора и шуток не живет. Они дают силы преодолевать трудности. Так что приходите почаще! Череповчанам отдельно скажу: не обижайтесь, что мы не так часто дома. У нас около 200 концертов в год, и мы делимся своим искусством со всей областью и страной.
Анастасия Тихова