Много внимания на минувшей неделе было уделено теме ядерных испытаний, словно вернулись мы в самое начало холодной войны. Что ж поделать: нас учили, что история развивается по спирали. Однако все ли политики хорошо помнят уроки истории?
«Небольшой конфликт»
Сегодня, когда политическая арена превратилась по сути в ту самую привычную обывателю арену цирка, такого рода заявления, которые позволил себе президент США Дональд Трамп, уже не выглядят столь… А дальше выбираем выражения: невежественными, циничными, оскорбительными?
В общем, 28 октября во время своего визита в Японию Трамп заявил буквально следующее:
«Это забавно: у нас с Японией случился небольшой конфликт. Может, вы слышали об этом. Но после этого ужасного события наши страны стали самыми близкими друзьями и партнерами».
«Небольшой конфликт» — это, на секунду, почти четырехлетнее противостояние США и Японии во Второй мировой войне. Это разгром американского флота в Перл-Харборе, это борьба за Филиппины, это кровавая битва у атолла Мидуэй и многие другие сражения в Тихом океане.
А еще это, конечно же, спикировавшие ровно 80 лет назад на Хиросиму и Нагасаки американские атомные бомбы «Малыш» и «Толстяк», погубившие более двухсот тысяч человек сразу и десятки тысяч после — от ран и лучевой болезни.
Все это, по мнению Трампа или его неразумению, слишком сильные подробности былых отношений Японии и США. Нам (что характерно, не только политикам, но и простым смертным) следует знать только то, что происходит здесь и сейчас. А по Трампу, Америка таки должна «снова стать великой».
Обмен заявлениями
На прошлой же неделе Дональд Трамп отдал приказ о срочном возобновлении испытаний ядерного вооружения. Мол, он считает, что другие государства предпринимают аналогичные действия. Не уточнив, правда, кто, где и когда именно.
Россия не стала оставаться в стороне. 5 ноября президент Владимир Путин провел совещания с постоянными членами Совета безопасности. Там министр обороны РФ Андрей Белоусов рассказал, что США активно наращивают стратегические наступательные вооружения, отрабатывая превентивный ракетно-ядерный удар по нашей стране. Поэтому, по мнению Белоусова, России также следует начать подготовку к испытаниям.
В свою очередь, начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов заверил, что испытания в сжатые сроки можно подготовить на архипелаге Новая Земля.
Впрочем, глава ФСБ Александр Бортников попросил президента дать время, чтобы выяснить истинные цели Вашингтона.
В итоге Владимир Путин не давал указания приступить к подготовке ядерных испытаний, как это поняли некоторые СМИ. Президент поручил силовикам «собрать дополнительную информацию по этому вопросу, провести ее анализ на площадке Совета безопасности и внести согласованные предложения о возможном начале работ по подготовке испытаний ядерного оружия».
По словам официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, сначала нужно понять целесообразность ядерных испытаний. Кроме того, Россия по-прежнему привержена соответствующему запрету. Но если испытания проведет другая страна, то Москва будет сохранять паритет.
Напомним, что в октябре Россия успешно провела проверку работоспособности беспилотного подвод-ного аппарата «Посейдон», способного нести как конвенциональные, так и ядерные заряды, а также ракеты «Буревестник». Но Песков акцентировал внимание на том, что расценивать эти испытания как ядерные ошибочно: в этих системах вооружения ядерная энергия используется исключительно в качестве двигателя для доставки боеприпаса.
Словом, пока Москва ждет пояснений от Вашингтона относительно сложившейся ситуации.
Что дальше?
Штаты же после громкого заявления Трампа пока держат паузу. Возможно, что и в Пентагоне, и в американских спецслужбах не были готовы к таким событиям, потому и не знают, что ответить российским коллегам. Действительно, почему вдруг?
Есть такая расхожая версия. В политических кругах США, Великобритании, Франции, Германии и прочих западных государств распространено мнение, что Россия воздержится от использования оружия массового поражения, за исключением двух ситуаций: ядерного удара по своей территории или полного разгрома ее сухопутных войск с применением обычного вооружения. А значит, пора пересмотреть былые договоренности без оглядки на Москву.
Увы, давно канули в Лету те западные лидеры, в чьей памяти были запечатлены ужасы Хиросимы и Нагасаки. Тут поведение Дональда Трампа в Токио не удивляет. Пришедшая им на смену плеяда политиков склонна недооценивать ядерный арсенал России, считая, что в Кремле не решатся его использовать.
Предыдущие договоренности по атомному и ядерному оружию рождались во времена холодной вой-ны, рождались в муках. Никто не хотел повторения Карибского кризиса, благо он был еще свеж в памяти политиков. Но человеческая память прихотлива.
И вот уже нынешний министр обороны Бельгии Тео Франкен заявляет, что НАТО «сровняет Москву с землей», если Россия нанесет ракетный удар по Брюсселю. Сказал как бы за всех членов альянса, ведь маленькой Бельгии бряцать оружием как-то не по чину.
Но верно тут и другое. Риторика нынешнего президента США отличается неожиданностью и непоследовательностью. Для Трампа превратить любую сферу в торг проще простого. Но сколько раз, повышая ставки, он сдавал назад, подсчету уже не поддается. И в вопросах тарифов, и с санкциями, и с покупкой Гренландии, и с присоединением к США Канады — далее везде.
Но сколь бы эксцентричен ни был конкретный Трамп, тут речь все же идет о стратегической безопасности нашей страны. Заявления сделаны. И все, что теперь нужно, — сесть за стол переговоров и обстоятельно обсудить все вопросы.
Что-то подсказывает, что рано или поздно так и произойдет.
Андрей Савин
Фото: ap.org