
Школа «РАСсвет» дала родителям ценные инструменты для понимания особенностей развития детей с РАС, эффективных методов воспитания, обучения и стратегий по поддержке социализации. На фото специалисты «РАСсвета» из школы № 38 (слева направо): Екатерина Клименко (куратор проекта и классный руководитель, к которому перешли из сада участвующие в проекте дети), Татьяна Иванова (психолог), Наталья Крайнова (учитель-дефектолог).
Большая доля успеха
Для начала очень, очень поверхностно поясним: РАС - общее название для группы состояний, при которых человек испытывает трудности с социальным взаимодействием. Для РАС характерны дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия.
Проект «Школа особого родительства «РАСсвет» реализуется на базе МАДОУ «Детский сад № 131» и МАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 38» на средства гранта благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь». Проект выиграл в грантовом конкурсе социальных проектов БФ «Дорога к дому». Срок реализации – с 1 января по 31 декабря 2025 года.
- В целевую группу проекта входят родители детей дошкольного и младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра из образовательных учреждений Череповца, - рассказывает куратор проекта и инструктор по физической культуре детсада № 131 Татьяна Адекова. -Участие принимают 102 родителя из 90 семей.
В команде проекта десять человек: учителя-дефектологи, логопеды, психологи и другие специалисты детсада № 131 и школы № 38 (по пять от каждого учреждения). Они прошли курсы повышения квалификации по организации особых образовательных условий для детей с РАС (в том числе в Москве), были слушателями обучающих вебинаров, стажировались в региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогой добра» в Кирове.
Проект действительно актуальный. В последнее время и в школьном, и в дошкольном образовании настоящий «наплыв» ребят, которым определены программы по сопровождению детей с РАС.
- Статистика, к сожалению, неумолимо растет, - говорит Наталья Чуракова, специалист проекта, координатор школы «РАССвет» и старший воспитатель детсада № 131. - И мы понимаем, что никакое сопровождение детей с РАС не будет эффективным, если в процесс не включены родители. От их понимания проблемы и готовности сотрудничать со специалистами зависит очень большая доля успеха.

Специалисты проекта из детского сада № 131 (слева направо): Оксана Казанина (психолог), Татьяна Адекова, Наталья Чуракова. Татьяна Леонидовна отмечает: «Оказание родителям своевременной и квалифицированной психологической поддержки является не просто желательным, а критически важным компонентом успешной реализации проекта».
Рассказать и показать
Нередко родители детей с РАС оказываются словно заперты в своих трудностях, испытывая дефицит знаний о способах взаимодействия с ребёнком, методах обучения и коррекции поведения.
- Главным направлением проекта стало формирование психологических, педагогических и социально-правовых знаний и умений у родителей, - подчёркивает Татьяна Адекова. - Наибольший отклик получили семинары-практикумы, где специалисты не только рассказывали, но и наглядно показывали, как грамотно и системно заниматься с ребёнком.
В рамках проекта проходили дискуссионные встречи, вечера вопросов и ответов, родительские гостиные с участием специалистов организаций-партнёров. Большой популярностью пользовались индивидуальные консультации. Применялся комплексный подход к психологической поддержке родителей, включая тренинги по управлению стрессом, развитию коммуникативных навыков и профилактике эмоционального выгорания. Совместные развлекательные мероприятия позволяли родителям с пользой проводить время с детьми в комфортной обстановке, а психологические акции способствовали эмоциональной разгрузке и развитию взаимной поддержки. Кроме того, была создана официальная группа проекта «Школа особого родительства «РАСсвет»» в социальной сети «ВКонтакте», где размещается актуальная информация о мероприятиях и полезные материалы для родителей.
- Проект «Школа особого родительства «РАСсвет» создан из понимания простой, но важной истины: помочь ребёнку с РАС невозможно, не поддержав его семью. Обучение родителей становится ключевым условием эффективной коррекционной работы и устойчивых положительных изменений в развитии ребёнка. Когда взрослые понимают особенности поведения и потребности своего ребёнка, снижается уровень тревоги и стресса в семье, восстанавливаются ресурсы родителей. Именно такая поддержка позволяет не только ребёнку успешно адаптироваться, но и всей семье выйти из состояния дезадаптации и обрести уверенность в будущем, - рассказала Екатерина Фрыгина, директор БФ «Дорога к дому», член Общественной палаты РФ.


Показатели успеха
Ещё одним важным направлением проекта стало обеспечение преемственности между детским садом и школой в вопросах повышения родительской компетентности для комфортного перехода детей с РАС на следующую ступень образования. Родители получили важную информацию о подготовке детей к школе, особенностях современной системы специального образования и условиях обучения.
Во время экскурсии по школе № 38 родители познакомились с образовательной средой, задали вопросы администрации и педагогам. Часть индивидуальных консультаций была посвящена адаптации ребёнка к школе и разработке персональных стратегий поддержки, что позволило родителям чувствовать себя увереннее и спокойнее.
В целом проект способствовал повышению родительской компетентности, обогащению образовательной среды и выстраиванию устойчивой преемственности между детским садом и школой.
- Все эти достижения являются важными шагами на пути к созданию инклюзивного общества, где каждый ребёнок имеет возможность раскрыть свой потенциал и жить гармоничной жизнью, - подчёркивает Татьяна Адекова. - Мы уверены, что заложенные в проекте основы будут способствовать дальнейшему развитию и благополучию детей с РАС и их семей.
Одним из ключевых показателей успеха проекта стало значительное увеличение числа родителей, у которых повысился уровень личностно-социальной и родительской компетентности. Это подтверждается отзывами участников и результатами анкет обратной связи: родители отмечают, что стали лучше понимать своих детей, чувствовать себя более подготовленными и выстраивать более гармоничное взаимодействие в семье.

На одном из мероприятий школы «РАСсвет». Активное участие в проекте принимали мамы детей с РАС, большинство пап посещали встречи реже. Но были и очень активные отцы, которые приходили и на специальные занятия для родителей, и на встречи со специалистами партнерских организаций проекта, и на развлекательные мероприятия. Фото: проект «Школа особого родительства «РАСсвет»
Поддержка, опыт, вопросы
Групповые занятия помогали родителям почувствовать себя частью сообщества, обменяться опытом, получить поддержку от людей с аналогичными проблемами. А индивидуальное консультирование с психологом - решить личные проблемы, проработать эмоциональное состояние. Темы самых частых вопросов на индивидуальных консультациях: альтернативная и дополнительная коммуникация, запуск речи, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, условия обучения в школе и подготовка к нему ребенка, пищевая избирательность, организации режима дня и др.
Елена Бжания