Труженик тыла Гений Афанасьев ярко помнит те эмоции, которые испытал в мае 45-го.
Гений Афанасьев – один из самых преданных читателей «Голоса…», в этом году ему исполнилось 96 лет. На страницах газеты мы уже рассказывали о Гении Анатольевиче, но за скобками остались подробности его трудовой жизни в военные годы. Чтобы восполнить пробелы, мы вновь наведались в гости к ветерану. Тем более что и дополнительный повод есть: к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне нашему многоуважаемому читателю вручили юбилейную медаль.
Тяжелая работа
Гений Афанасьев родился в деревне Марково под Вологдой. Мама всю жизнь была домохозяйкой, отец работал школьным директором – его, как опытного специалиста, часто переводили из одной школы в другую. Вот и тогда из Маркова его перевели в Воскресенское, потом семья переехала в Жерноково, затем в Шипяково, в Юрово и т. д. В семье было четверо детей: Владимир, Гений, Нинель и Тамара.
Война застала нашего героя, когда ему было 12 лет.
- Помню, как сразу началась мобилизация. Забирали людей на службу. Лошадей забирали, машины. У нас в колхозе была единственная «полуторка» ГАЗ-АА - и ее забрали! Все это проходило на стадионе около школы, - вспоминает Гений Анатольевич. – Конечно, и папа пошел на службу. Его взяли в армию, он был комиссаром, заместителем начальника санитарного поезда, который стоял здесь, в Череповце. Старшему брату подвезло, он с ним ездил до Тихвина за ранеными, а потом их развозили по госпиталям. А у меня это не получилось. Но потом я приехал к папе в гости на станцию Вохтога, неделю гостил у него на санитарном поезде. Там я первый раз в жизни попробовал шоколадное масло, которого у нас никогда не бывало!
Помнит Гений Анатольевич, как на войну забрали школьную лошадь Маньку, за которой он ухаживал и которую сам воспитывал. Но большую часть времени занимала работа, которой в деревне всегда полно.
- Поначалу я выполнял любые задания, которые давал бригадир: плотничал, хлеб возил, навоз возил. Мне, как более крепкому, лошадей всегда давали, - говорит Гений Анатольевич. - А потом меня направили работать прицепщиком на колесный трактор. Они тогда были открытые, без кабин. Тракторист сидит впереди на сиденье, рулит, а я сижу за ним на сиденье. И мое дело – дергать веревочку, заправлять трактор водичкой. До поворота доедешь, дернешь за веревку, плуг выключается, вот поворот делает, опять включаешь.
Сезон мальчик проработал плугарем, а на следующий год его оформили как тракториста.
- На тракторе я и пахал, и боронил, и молотил. Нравилось мне. Маме говорил: разбуди меня пораньше, чтобы завести, поработать. На тракторе в деревне едешь - нос кверху, все за тобой бегут. Трактористом я работал целый сезон по сменам. А было, что и в плотницкой бригаде работал, овин переделывал на ригу. Это была самая тяжелая работа. Бревна сухие, другой раз чуть ли не искры летят! Но все равно работал.
Конечно же, Гений Анатольевич помнит день победы.
- Когда объявили победу, я как раз был дома, в Жернаково. Все ликовали, радость была великая! Папу демобилизовали. Когда он приехал в Грязовец, я сразу взял лошадь и поехал за ним 25 километров. В Грязовце очень много было военнопленных немцев, в основном из офицерских составов. Они занимались строительством, жили в общежитии. Они тоже ликовали, когда победу объявили.
Жизнь после войны
Гений Афанасьев служил в армии, ему присвоили звание младшего лейтенанта. После окончания техникума Гений трудился механиком. Затем переехал в Устюжну, год работал инструктором райкома партии. Потом два года учился в Ярославской высшей партийной школе, а после того, как школу ликвидировали, вернулся в Устюжну, а затем, в 1960 году, вместе с семьей переехал в Череповец.
Гений Анатольевич устроился работать в «Энергочермет» слесарем-турбинистом. На тот момент он не представлял, что такое турбина, но всему обучился у опытных мастеров. Был он и мастером, и прорабом, и старшим прорабом, слесарем пятого разряда. Так отработал Гений Анатольевич 34 года и в 66 лет вышел на пенсию.
- Я крепкий был, работал прекрасно. Кувалдой хорошо работал, все надо мной смеялись, говорят, ну, Гений Анатольевич, что ж парень! Многие на работе меня Геннадием звали, - улыбается ветеран.
Такая же забавная история была и у жены Гения: по документам она была Октябриной, а звали ее всю жизнь Тоней. Так и женился Гений Анатольевич на Тоне, пока документы не увидел. Познакомились они уже после техникума, когда она работала агрономом в колхозе, а он был механиком. Создали семью, воспитали двоих детей, есть уже внуки и правнуки.
Больше тысячи стихов
Спортом Гений Анатольевич любил заниматься с самого детства: катался на лыжах и коньках, занимался на снарядах, забирался по канату. На деревенских праздниках любил он играть на гармошке. Инструмент достался Гению от отца, его купили в 1960 году, и до сих пор он хранится у сына, и эта гармошка все еще поет, пусть и не так, как прежде.
Гений Анатольевич очень любит писать стихи. Сочинять начал, когда учился в первом классе, отправлял свои творческие работы в «Пионерскую правду». Во время войны стихи печатать перестали, но Гений вернулся к этому занятию в армии: другие ребята просили писать письма девушкам в стихотворной форме. Стихами Гений Анатольевич поздравлял своих коллег, инженеров, технических работников. Ветеран и сейчас с удовольствием продолжает рифмовать строки для родственников, друзей, соседей, всегда поздравит каждого и с днем рождения, и с другими праздниками.
Гений Анатольевич написал больше тысячи стихов – целых 16 тетрадей!
Мы поинтересовались у Гения Анатольевича, как он столько лет поддерживает бодрость духа.
- Чем я держу здоровье? Главное - не пей, не кури, ни с кем не скандаль, веди себя спокойно, - улыбнулся ветеран и прочитал стихи:
«День за днем проходят,
Месяцы слагая,
А из ними годы -
Птицы пролетают.
Так распорядилась
На земле природа,
Вот и получилось -
Стареем год от года.
Только не пугайтесь:
Возраст не помеха.
Чаще улыбайтесь
И побольше смеха!
И отступит старость,
Вы не сомневайтесь,
Всем тогда на радость
В жизни оставайтесь».
Марина Чадова