16+

Послужной список поискового отряда «Журавли» пополнился третьим именным бойцом

Расшифровали нестандартный медальон
22 ноября


Августовская «Вахта памяти — 2025» в Новгородской области запомнилась поисковому отряду «Журавли» необычной находкой. Одна из участниц отряда обнаружила рядом с останками бойца гильзу с запиской. Находку отвезли в Москву для расшифровки.

Третье установленное имя
На днях «Журавли» на своей странице во «ВКонтакте» поделились радостной новостью — записку из гильзы расшифровали эксперты.

«18 августа 2025 года поисковый отряд «Журавли» нашел останки бойца около урочища Большие Дубовицы Парфинского района Новгородской области. В ходе эксгумационных работ была обнаружена гильза от винтовки Мосина с вкладышем, похожим на бумажный. Гильзу упаковали и передали в лабораторию «Солдатский медальон». Нестандартный медальон был прочитан», — сообщили «Журавли».

Имя найденного бойца — Александр Евдокимович Галкин, 1916 года рождения, рядовой 170-й стрелковой дивизии. Уроженец Молотовской области (ныне Пермская область), Хохловского сельсовета, с. Мысы. Погиб 24 августа 1942 года.

Далее начался поиск родственников. Им занимались пермские поисковики и добровольцы. Удалось выйти на племянницу солдата — Галину Николаевну Фаркину. Родные Александра Евдокимовича решили забрать его останки для захоронения на родине.

В начале октября поисковый отряд «Журавли» выезжал на осеннюю экспедицию в уже знакомый Парфинский район Новгородской области. 8 октября силами отряда на месте гибели красноармейца Александра Галкина был установлен крест с табличкой.

— Медальон-гильза еще находится в Москве, в лаборатории. Мы планируем забрать его в ближайшее время и передать родственникам бойца, — рассказала «Речи» Светлана Ящур, заместитель председателя ВООО ПО «Журавли». — В планах на будущий год установить на месте гибели Александра Галкина памятный знак.

За 9 лет работы поисковики отряда «Журавли» нашли и подняли 139 бойцов РККА. И почти столько же архивный отдел отряда нашел родственников погибших воинов — по запросам других отрядов, по спискам госпиталей и захоронений, по просьбам администраций и обычных граждан. В послужном списке «Журавлей» теперь три установленных имени павших солдат. В предыдущие годы были установлены имена двоих: Косов Н.Я. — по именной ложке, Закир Валеев — по медальону.

Нашли семью бойца
Пять лет назад «Журавли» приняли участие в поисковой экспедиции «Остров Клест 2020» в Выборгском заливе. Там была обнаружена братская могила с захоронением более 300 бойцов и командиров 43-й стрелковой дивизии РККА, погибших 11–12 марта 1940 года — в последние дни Советско-Финляндской войны.

В ходе экспедиции возле братской могилы на острове был установлен памятник с увековеченными в граните именами 324 бойцов, командиров и политработников 181-го стрелкового полка 43-й СД, погибших в сражениях за остров Сюрья-Саари (ныне Клест) и ближайший к нему материковый берег с 9 по 13 марта 1940 года. Имена бойцов установлены по списку захоронения погибших, составленному в 2018 году. Среди них было 13 уроженцев Череповецкого района.

Благодаря работе череповецких поисковиков-архивистов постепенно были найдены семьи 12 погибших — наших земляков. Оставался «без семьи» последний 13-й красноармеец — Павел Михайлович Цветков. Он родился в 1904 году в деревне Подрябиньево Подольского сельсовета Череповецкого района. Был призван на фронт 10 сентября 1939 года Череповецким РВК. Убит 12 марта 1940-го.

Была проведена тщательная работа в череповецком архиве, размещена информация в СМИ, но без результата.

И вот спустя пять лет пришли новости из архивного отдела «Журавлей»: родственники Павла Цветкова нашлись.

«В один из осенних дней поступила информация из соцсети «ВКонтакте» от подписчицы группы Ольги Хворостининой, которая сообщила, что знает внучку бойца. Они занимались составлением своей родословной и наткнулись на пост о поиске Павла Михайловича Цветкова. Его внучка Наталья Борисовна Володичева связалась со Светланой Ящур. В ходе беседы все выяснилось и подтвердилось. Наталья Борисовна проживает в Кирилловском районе, в селе Чистый Дор. Возможно, поэтому череповецкие посты не дошли до них», — рассказали «Журавли» в соцсетях.

Наталья Борисовна выслала поисковикам фото из семейного архива. На них — две дочери Павла Михайловича, правнук и внучка — она сама.

Память сердца
На днях череповецким поисковикам пришло письмо от жительницы Подмосковья Татьяны Чуниной, которая благодаря «Журавлям» нашла родственников в Вологодской области.

Ее дед Иван Андреевич Ляпокин пропал без вести в 1942 году. Он родился в 1910-м в деревне Мокрице Сосновского сельсовета Пришекснинского района (ныне Шекснинский округ) Вологодской области. Был призван на фронт в 1941 году. О его судьбе вряд ли удастся что-либо узнать, так как в архивных документах о нем очень мало данных. Место его призыва написано, скорее всего, с ошибкой. И, как выяснила в ходе длительного поиска Татьяна Васильевна, и фамилию в документах записали неправильно. По этим причинам все попытки найти информацию не имели успеха: «В документе фамилия дедушки была записана ошибочно: не Ляпокин, а Ляпочкин Иван Андреевич. То, что это именно мой дед, показала строка в документе, где указана фамилия моей бабушки в качестве жены: Феоктисова Евдокия Григорьевна. У моего деда были братья и сестра, о которой я знаю. В девичестве Раиса Андреевна Ляпокина. Она во время войны приютила маму и бабушку, которых дед отправил к ней в Вологодскую область. На слуху у меня деревня Починок или Починки, где жила Раиса Андреевна. <…> Имена братьев, которые я помню, Михаил и Константин. Михаила я нашла в Книге памяти. О нем достаточно много информации. Он вернулся с войны, долго работал. Был награжден боевыми орденами и медалями. Константин Андреевич Ляпокин пропал без вести».

Маму Татьяны Васильевны звали Галина Ивановна Ляпокина (она не изменила фамилию в замужестве). По маминым воспоминаниям, младшая ее сестра Люся погибла в поезде при эвакуации: «Бабушка вышла где-то на станции. Люся оставалась с мамой, ей тогда было пять лет, и братом Павликом в вагоне. Люся была закутана в теплые шарфы, шали. Когда бабушка вернулась, обнаружила Люсю в маечке и трусиках. С ребенка сняли все. Павлик и моя мама тоже были раздеты, но не до такой степени. Люся заболела в поезде и вскоре умерла. Павлика довезли, но он сильно заболел, впоследствии тоже умер. Вот маму, как она всю жизнь считала, спасла тетя, Раиса Андреевна».

При поиске информации о деде и других родственниках Татьяна Чунина наткнулась в соцсетях на поисковый отряд «Журавли», нашла контакты председателя Надежды Бахаревой и ее заместителя Светланы Ящур. Через несколько дней, 7 ноября, они сообщили жительнице Подмосковья, что ее родственники нашлись в Шекснинском округе, и дали ей контакты сотрудника архивного отдела отряда «Журавли» в Шексне Нины Черняевой. Татьяна Чунина созвонилась с ней. И в этот же день она поговорила по телефону с двоюродной сестрой своей мамы, которая знала Галину Ляпокину в уже очень зрелом возрасте, знала и обо всей ее семье. Вот так память о деде помогла вернуть утерянные родственные связи.

СПРАВКА
139 бойцов РККА подняли «Журавли» в экспедициях за 9 лет. И нашли почти столько же родственников погибших воинов по разным запросам. В послужном списке отряда — три именных бойца.

Жанна Газзаева
Читайте также