Госдума приняла закон о внедрении цифрового рубля и универсального QR-кода. С 1 сентября 2026 года все банки обязаны будут предоставить клиентам оплату через QR-код. С этой же даты начнёт массовое использование цифрового рубля, сначала крупными банками и ритейлерами, затем всеми остальными.
Универсальный QR-код будет создаваться специальной системой, а оператором услуг станет «Национальная система платёжных карт». Услуги будут бесплатными.
С 1 сентября 2027 года все банки с универсальной лицензией и их клиенты будут обязаны принимать цифровые рубли. С 1 сентября 2028 года это требование распространится на остальные банки и магазины с выручкой более 5 миллионов рублей в год.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что новые инструменты упростят и удешевят платежи, при этом расчёты картами и наличными останутся возможны
Цифровой рубль действительно станет мощным инструментом для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств благодаря следующим механизмам:
Повышенная прослеживаемость транзакций:
Реальный мониторинг: Каждая операция с цифровым рублем фиксируется в распределенном реестре ЦБ РФ, что позволяет Федеральному казначейству отслеживать движение средств в режиме реального времени. Например, отклонение от утвержденной статьи расходов будет выявлено мгновенно.
Контроль цепочек: Технология блокчейн обеспечивает неизменяемость данных, исключая возможность скрытого перераспределения средств между счетами.
Целевое «окрашивание» средств
Групповые метки: социальные пособия (например, маткапитал, детские выплаты) помечаются специальным кодом. Система блокирует оплату товаров/услуг, не соответствующих назначению выплаты (алкоголь, сигареты и т.д.).
Автоматизированные ограничения: Для бюджетных контрактов используются смарт-контракты, которые автоматически разрешают платеж только при выполнении условий (поставка товара, подписание акта). Это исключает авансовые выплаты «в пустоту».
Интеграция с антиотмывочным законодательством
Участники платформы (банки) обязаны проверять операции на предмет подозрительной активности. При выявлении рисков отмывания средств транзакция блокируется, а данные передаются в ЦБ и Росфинмониторинг.
Запрет на открытие счетов для компаний из «групп высокого риска» или с заблокированным имуществом.
Ключевые сферы применения для контроля бюджета
Социальные выплаты: с августа 2025 года тестируется целевое использование пособий (например, запрет на покупку алкоголя за детские выплаты).
Госзакупки и госконтракты: с 2026 года все расчеты по федеральным контрактам будут проводиться в цифровых рублях. Система гарантирует, что деньги поступают только подтвержденным поставщикам.
Капитальное строительство: финансирование стройпроектов контролируется поэтапно — транши разблокируются по факту завершения стадий работ.
Этапы внедрения и ожидаемые эффекты
2025 г.: пилотные проекты для соцвыплат и капстроительства (с августа), ограниченное использование в федеральном бюджете (с октября).
2026 г.: полноценное подключение федерального бюджета, включая зарплаты бюджетников (добровольно) и межведомственные расчеты.
2027 г.: распространение на региональные и муниципальные бюджеты.
Экономия и прозрачность: по оценкам Минфина, снижение издержек на обработку платежей на 30–40% и сокращение случаев нецелевого расходования на 50–60% к 2030 году.
Цифровой рубль трансформирует бюджетный процесс за счет технологий тотального контроля и автоматизации. Главные преимущества — ликвидация «серых» схем и гарантия целевого использования госсредств. Однако успех зависит от масштабирования пилотов и адаптации банковской инфраструктуры, где остаются вопросы по экономической модели.
Повышенная прослеживаемость транзакций:
Реальный мониторинг: Каждая операция с цифровым рублем фиксируется в распределенном реестре ЦБ РФ, что позволяет Федеральному казначейству отслеживать движение средств в режиме реального времени. Например, отклонение от утвержденной статьи расходов будет выявлено мгновенно.
Контроль цепочек: Технология блокчейн обеспечивает неизменяемость данных, исключая возможность скрытого перераспределения средств между счетами.
Целевое «окрашивание» средств
Групповые метки: социальные пособия (например, маткапитал, детские выплаты) помечаются специальным кодом. Система блокирует оплату товаров/услуг, не соответствующих назначению выплаты (алкоголь, сигареты и т.д.).
Автоматизированные ограничения: Для бюджетных контрактов используются смарт-контракты, которые автоматически разрешают платеж только при выполнении условий (поставка товара, подписание акта). Это исключает авансовые выплаты «в пустоту».
Интеграция с антиотмывочным законодательством
Участники платформы (банки) обязаны проверять операции на предмет подозрительной активности. При выявлении рисков отмывания средств транзакция блокируется, а данные передаются в ЦБ и Росфинмониторинг.
Запрет на открытие счетов для компаний из «групп высокого риска» или с заблокированным имуществом.
Ключевые сферы применения для контроля бюджета
Социальные выплаты: с августа 2025 года тестируется целевое использование пособий (например, запрет на покупку алкоголя за детские выплаты).
Госзакупки и госконтракты: с 2026 года все расчеты по федеральным контрактам будут проводиться в цифровых рублях. Система гарантирует, что деньги поступают только подтвержденным поставщикам.
Капитальное строительство: финансирование стройпроектов контролируется поэтапно — транши разблокируются по факту завершения стадий работ.
Этапы внедрения и ожидаемые эффекты
2025 г.: пилотные проекты для соцвыплат и капстроительства (с августа), ограниченное использование в федеральном бюджете (с октября).
2026 г.: полноценное подключение федерального бюджета, включая зарплаты бюджетников (добровольно) и межведомственные расчеты.
2027 г.: распространение на региональные и муниципальные бюджеты.
Экономия и прозрачность: по оценкам Минфина, снижение издержек на обработку платежей на 30–40% и сокращение случаев нецелевого расходования на 50–60% к 2030 году.
Цифровой рубль трансформирует бюджетный процесс за счет технологий тотального контроля и автоматизации. Главные преимущества — ликвидация «серых» схем и гарантия целевого использования госсредств. Однако успех зависит от масштабирования пилотов и адаптации банковской инфраструктуры, где остаются вопросы по экономической модели.
Фото: Банк России