По итогам работы федерального проекта «Чистый воздух» Череповец выбыл из списка городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения. Самый же заметный результат участия в проекте — новые трамваи. Причем в скором будущем их станет еще больше.
За время действия проекта «Чистый воздух» из списка городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения выбыли четыре города — Новокузнецк, Челябинск, Норильск и Череповец. Как пишет «Парламентская газета», об этом 29 января сообщил первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Константин Цыганов на заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. По его словам, наибольший процент снижения выбросов в городах обеспечили промышленные предприятия. В результате города перешли в статус с повышенным и низким уровнем загрязнения воздуха.
— Среднее снижение выбросов опасных загрязняющих веществ составило 20,3 процента. Контроль за качеством воздуха в городах проекта значительно усилен, — сказал Цыганов.
Кроме того, участие в программе позволило впервые за почти 30 лет обновить подвижной состав трамвайного парка. За 2022–2023 годы Череповец получил 28 современных низкопольных вагонов: 27 «Львят» и одного «Богатыря» повышенной вместимости. Это позволило сохранить в городе трамвайное движение.
Однако окончательно на пенсию старые КТМы производства середины 80-х — начала 90-х годов так и не ушли. Их приходится выпускать на линию на время планового техобслуживания или ремонта новых трамваев. Чтобы полностью закрыть потребности перевозчика, их городу нужно еще 12 штук. Пополнить трамвайный парк Череповец намерен в нынешнем году. Это позволит полностью отказаться от эксплуатации на маршрутах старых вагонов.
В администрации города «Речи» рассказали, что в среду, 5 февраля, состоялся экспертный совет, на котором было принято решение о выделении в городском бюджете статьи для финансирования приобретения трамваев. Их будут брать в лизинг на пять лет. 80 % стоимости оплатит областной бюджет, 20 % — городской. Затраты Череповца в пятилетней перспективе составят более 350 млн рублей.
Одновременно специалисты разрабатывают проект реконструкции трамвайных путей с полной заменой рельсового полотна, контактной сети и обновлением тяговых подстанций. Длина всего трамвайного полотна — чуть больше 27 километров, на нем установлено 43 стрелочных перевода. Затраты на столь масштабное обновление оцениваются в миллиарды рублей, поэтому без привлечения федеральных средств городу будет уже точно не обойтись. Для обоснования замены путей осенью прошлого года их состояние оценивали эксперты Научно-Технического Центра НИИ Горэлектротранспорта из Москвы.
Илья Драницин