Денис Андреевич купил четырехкомнатную квартиру в Зашекснинском районе и планировал въехать в нее с женой и двумя детьми после ремонта. Рассчитывал на качество работ, чтобы въехал — и живи, радуйся. Ремонт длился долго, но что-то пошло не так.
Переделка с недоделками
Найти надежного подрядчика на ремонт довольно сложно. Предложений хватает, вот только результат не всегда гарантирован. Денис Андреевич (имя изменено) нашел предпринимателя, с которым заключил договор.
Подрядчик обещал выполнить работы в означенный срок (довольно продолжительный), составил смету и оценил общую стоимость своих услуг в 572 000 рублей. Клиент оплатил 420 000 рублей. Остаток в сумме 152 тысячи он намеревался внести по окончании всех работ. Настроение у заказчика испортилось уже в процессе выполнения ремонта, так как обнаружилась масса недостатков: не проклеенные в некоторых местах обои, положенный с зазорами, трещинами и царапинами ламинат, криво поставленные розетки, нарушение раскладки плитки в туалете, покраска углов обоев и швов не в цвет обоев и т. д.
Заказчик указал на все это исполнителю. В ответ предприниматель предложил солидную скидку — в размере остатка платежа (152 тысячи рублей), и клиент согласился.
Однако итог устранения недостатков не понравился заказчику, были обнаружены новые проблемы и возник конфликт. Предприниматель направил претензию в адрес клиента с требованием вернуть ему сумму скидки в 152 тысячи, которую ранее предоставил. Иными словами, отказал в скидке.
Такой поворот дела не устроил Дениса Андреевича. Он обратился к независимому оценщику. Тот выехал на объект, осмотрел квартиру и составил заключение, определив стоимость устранения недоделок в размере 270 тысяч рублей.
На этом этапе Денис Андреевич обратился за помощью к специалисту по защите прав потребителей Кириллу Светлову.
— Клиенту была дана консультация, после чего при моей помощи составлена претензия предпринимателю, на которую он ответил отказом, — рассказывает Кирилл Валентинович. — Предприниматель, выступивший в качестве подрядчика, посчитал, что работы выполнены качественно, недостатков нет. И сослался на то, что недоделки должны были быть обнаружены при принятии работ, а не после. Он отказал в удовлетворении претензии, да еще и выставил встречную претензию: возместить ему сумму скидки в размере задолженности клиента (152 тысячи рублей). Дело дошло до суда.
Себе дороже
Как объясняет Кирилл Светлов, прошли три заседания. Поскольку индивидуальный предприниматель не был согласен со стоимостью устранения недостатков в 270 тысяч рублей, он, оспаривая эту сумму, попросил провести судебную экспертизу. Суд назначил строительно-техническую экспертизу с выходом на объект — в квартиру потребителя услуг — и осмотром. В итоге независимая экспертиза оценила стоимость устранения недостатков в 200 тысяч рублей. Да, на 70 тысяч меньше, но сумма все же ощутимая.
— Это нормальная практика рассмотрения такого рода дел, — говорит Кирилл Валентинович, — за счет применения разных методик и подходов эксперта при проведении экспертизы. Так бывает, это не критично. Что сделано еще?
Подрядчику выставлена неустойка за то, что претензия о возмещении суммы, определенной независимым экспертом, была проигнорирована, то есть не удовлетворена в течение 10 дней. Неустойка составляет 3 % в день от стоимости услуг по договору — 572 тысяч рублей (исчисляется от цены работ, а не от суммы, которая определена экспертом). Штраф — половина от тех же 572 тысяч рублей и начисленной неустойки.
Он пойдет по решению суда в равных долях в пользу заказчика и в пользу общественной организации по защите прав потребителей.
Предъявлено предпринимателю также возмещение морального вреда клиенту (20 тысяч рублей). Денис Андреевич въехал в квартиру с недоделками, и теперь их устранение — его головная боль, время и деньги. Плюс возмещение расходов заказчика на проведение независимой экспертизы, а это 15 тысяч рублей, на составление претензий, подготовку документов для подачи в суд и т. д.
Впереди — очередное заседание суда.
И каков вывод?
— Обязательно до подписания акта выполненных работ проверяйте, все ли качественно сделано, при наличии недостатков указывайте их письменно в акте, — говорит Кирилл Светлов. — Предъявляйте претензию в письменном виде. А до претензии советую сделать независимую экспертизу, чтобы оценить масштаб недоделок и стоимость их устранения. Свои права нужно защищать!
Татьяна Ковачева