16+

«Магазин больше не работает»

25 апреля



Торговых точек в селах и деревнях Вологодчины становится все меньше.

Закрытие сельских магазинов, происходящее в последнее время, вызывает возмущение жителей региона. Социальные сети буквально пестрят гневными сообщениями людей о том, что прекратила работу та или иная торговая точка, в результате чего купить продукты и товары первой необходимости стало затруднительно. Почему сельская торговля приходит в упадок?

Нежданная проблема
В частности, нынешней весной закрылись магазины в Городище, Мяксе, Коротове. Вот что, например, писала в соцсетях Татьяна Варламова: "Был в Городище «Пищеторг», ассортимент и цены не хуже, чем в городе. Над нами, городищенцами, только эксперименты проводят, три года автобус не ходил, теперь только все стало налаживаться, даже газ проводят, но вот тебе, бабушка, и Юрьев день".

Но ситуация в сельских поселениях разнится. Например, один из жителей Воскресенского муниципального образования рассказал нам, что в последнее время закрытий и открытий магазинов не было:

- Даже сокращение времени продажи спиртного никак не сказалось на их количестве. Правда, два магазина «Пищеторг» объединились в один. Цены в сельских магазинах и автолавках выше, чем в городе, примерно на 10 - 15 %. Особенно большая накрутка на товары, которые жизненно необходимы и на которые всегда есть спрос. Ассортимент не слишком большой. В Череповце выбор больше. Есть проблемы с хлебом и молочными продуктами. Их не всегда можно купить. И хлеб зачастую несвежий.

«Расширяют географию»
Ситуацию мы попросили прокомментировать заместителя руководителя администрации Череповецкого района Ирину Асонкову. По ее словам, сельская торговля в районе продолжает работать и имеет своего покупателя:

- На территории Череповецкого района торговые сети расширяют свою географию. Всего у нас работает 177 торговых точек, из них шесть открыто в 2024 году. Сельский магазин - это единственный источник жизненно важных товаров и услуг в населенных пунктах с населением менее 100, а порой и 30 человек.

Сельская торговля сезонна. Летом численность населения возрастает в разы. Но наши торговые точки работают круглый год. На территории региона действуют меры поддержки: выдается субсидия на приобретение автолавки, возмещаются затраты ГСМ при мобильной торговле и затраты ГСМ при доставке товаров в социально значимые магазины. Череповецкий район в 2024 году снова, четвертый год подряд, стал победителем в конкурсном отборе на получение субсидии на покупку автолавки. В магазинах на колесах можно приобрести продукты и товары первой необходимости.

При этом автолавка приезжает в деревни, где официально проживает 1 - 2 человека.


Низкая рентабельность
Прекращают свою работу и магазины в других районах. Например, недавно закрылся единственный продуктовый магазин в поселке Октябрьский Тотемского округа. Раньше там был лесопункт, сейчас большая часть жителей — пенсионеры.

Теперь в Октябрьский раз в неделю будет приезжать машина с продуктами на продажу. По словам жителей, этого недостаточно: «Нужно хотя бы два раза в неделю. Как можно купить хлеб или молоко на целую неделю?» Закрываются торговые объекты в Чагоде и Сазонове, Кадуйском округе…

Сельские жители и дачники отмечают, что магазинов на селе год от года становится меньше. Дело в том, что население Вологодской области сокращается. В результате нет оборота, позволяющего сохранять рентабельность магазинов. Самая непростая ситуация в деревнях, отдаленных от крупных городов. Новые торговые точки открываются лишь в ближайших к городу населенных пунктах. Одной из причин всплеска количества закрывающихся магазинов этой весной, возможно, является сокращение с 1 марта времени продажи спиртного, что привело к падению оборота.

Цены определяет рынок
Основная претензия сельчан к своим магазинам – скромный ассортимент и высокие цены. Это действительно так. Нужно понимать, что предпринимателю, имеющему магазин в селе, нужно как-то выживать, развивать свой бизнес. Например, если повысилась стоимость топлива (чтобы доставить продукты в отдаленную деревню, его нужно много) или поставщик увеличил стоимость товаров, то и бизнесмену приходится менять цифры на ценниках. Предприниматель, владеющий одним-двумя магазинами, просто не в состоянии выиграть ценовую войну с сетевиками.

Почему? Последние могут приобретать товары огромными объемами, в результате чего им предоставляются гигантские скидки. Владельцы сельских магазинов и автолавок покупают небольшие партии товара и скидок практически не видят, поэтому единица товара обходится им значительно дороже. Иной раз доходит до того, что владельцу сельского магазина или автолавки дешевле купить у сетевика, чем напрямую на оптовой базе или у производителя.

Добавим, что согласно федеральному законодательству наценка на социально значимые продовольственные товары первой необходимости не может составлять 30 % и более. В их число, в частности, входят масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахарный песок, соль поваренная.

Клим Снегов
газета «Голос Череповца»