
Татьяна Парфенова с другими волонтерами во время служения в военно-полевом сортировочном госпитале Белгорода.
Жить и радоваться
Татьяна Александровна вспоминает, что с начала специальной военной операции начала думать, чем могут помочь фронту обычные люди.
- На тот момент информации было мало. Я ничего не знала о волонтерском движении в Череповце. Стала искать сведения в интернете, нашла группу добровольцев. Это было объединение от Московской епархии. Заполнила заявление, вскоре мне позвонили и предложили поехать в Мариуполь, - начинает рассказ Татьяна Парфенова.
В начале 2023 года группа волонтеров из разных городов России отправилась в Мариуполь.
- В городе была полнейшая разруха, там как раз освободили "Азовсталь". Некоторые здания сносили, другие восстанавливали, третьи еще стояли - коробки с пустыми "глазницами" окон. Удручающее, конечно, впечатление. В Мариуполе очень были нужны рабочие руки. Мы помогали разгружать фуры с гуманитарной помощью, сортировали, выдавали ее местным жителям. Помогали бабушкам, неходячим, одиноким людям - убирали, приносили продукты, готовили, - продолжает Татьяна Александровна.
- Как в таких условиях живут люди?
- Это самое поразительное! Помню, пришли мы к бабушке, ей под восемьдесят. Всех родных у нее убили. Она жила в своем доме одна. В крыше - огромная дыра, когда дождь - заливает, в доме холодно. А бабуля не теряет присутствия духа. Она была очень благодарна за гуманитарную помощь, которую мы ей принесли. Радовалась, что есть кому за ней ухаживать: помыть, постирать вещи, накормить, поговорить. Там многие семьи в тот момент жили в гаражах. По соседству с бабушкой в таком подвальном гараже без окон, без солнечного света ютилась семья с четырьмя детьми… И даже в таких сложных условиях люди были рады, что у них есть хотя какая-то крыша над головой.
Через полгода Татьяна Парфенова снова поехала в Мариуполь. Смотрела на знакомые уже улицы, радовалась, когда видела, как многое уже восстановлено и отстроено за минувшие месяцы.
- Конечно, наведалась я и к той бабуле. Дыру в крыше починили. Хозяйка очень рада, что ей продолжают помогать.
Новый опыт
В следующий раз Татьяна Парфенова поехала в Белгород, перед волонтерами стояли уже совсем другие задачи.
- Нам предложили помочь в госпитале. Признаться, я поначалу боялась: это ведь совсем другой опыт. Я не такой крепкий оловянный солдатик, чтобы увидеть ужасы войны, которые пережили бойцы, и не испугаться. Как себя вести с ребятами? Чем помочь и, самое главное, как, не дай Бог, не навредить? У меня не было ответов на эти вопросы, но было желание быть полезной, и я поехала, - поясняет Татьяна Александровна.
На месте все оказалось не так сложно. В той поездке череповчанка и другие волонтеры больше помогали именно по хозяйственной части: мыли помещения, перестилали кровати пациентов, кормили бойцов. Это был новый полезный опыт. Поэтому, когда организовывали новую поездку в госпиталь Белгорода, Татьяна Александровна поехала уже без каких-либо колебаний.
- Мы всему учились на месте, смотрели, как делают медицинские работники, санитары, и выполняли то же самое, ухаживая за бойцами. Конечно, мы много с ними разговаривали. И это был самый настоящий обмен энергией. Общение, добрые слова, забота поддерживали ребят, давали им силы и в то же время подбадривали и окрыляли нас, волонтеров.
Разговор по душам
Далеко не всегда эти разговоры были легкими. Порой волонтеры рыдали от услышанных ужасов, но только так, чтобы ребята не видели.
- Вот одна из таких историй. Привезли бойца, он лежит на носилках в коридоре. Санитары спрашивают волонтеров: "Кто может помыть больного? У кого есть такой опыт?" А опыта такого на тот момент ни у кого из нас не было, но ведь бойцу нужна помощь! Я вызвалась. Подхожу - он лежит такой худенький, 40-й размер одежды, даже меньше, наверное, одни кости торчат. И весь черный от грязи. Начинаю отмывать, боец в сознании, разговорились. Его привезли откуда-то из-под Волчанска, сейчас многих оттуда везут. Он рассказал, что они - штурмовики, зашли в Волчанск, но попали в окружение. В небе кружили беспилотники, не давая ступить ни шагу. Пришлось схорониться в каком-то подвале, где они просидели три месяца! "Что ж вы ели там?" - в ужасе спрашиваю паренька. "Мышей ловили и ели…" Я слушаю его дальше и понимаю, что не могу больше. Пошла в ванную комнату, поплакала, умылась и вернулась к бойцу. Он еще рассказывал, как выбирался из того подвала. Путь длиной 800 метров занял 8 дней! Ползти приходилось только по ночам, нужно было хорошо замаскироваться… Он смог, выжил, добрался до своих.
Разве вправе я тревожить его своими слезами? Мы должны поддерживать. Говорю, что все эти ужасы уже позади, что он обязательно поправится, что все наладится. "Сынок, у тебя обязательно все будет хорошо", - говорю я ему. А он держит тебя за руку и просит: "Мать, только ты не уходи…" Как можно отойти от него, не помочь, бросить? И пока в нас, волонтерах, будет потребность, я буду продолжать ездить, потому что знаю, что мы по-настоящему нужны бойцам…
Сети и свечи
Татьяна Александровна не сидит без дела и между поездками. Она вступила в ряды сообщества "Масксети".
- Когда зову знакомых присоединиться к числу волонтеров, часто слышу: "Я не умею плести сети. А вдруг у меня не получится?" На самом деле неважно, есть у вас навыки или нет, здесь всему научат. Это не так сложно, - делится Татьяна Парфенова. - Когда я пришла в "Масксети", я обрела вторую семью. Мы много общаемся, поддерживаем друг друга. Костяк волонтеров - люди старше 40 лет, много пенсионеров, бабушки приходят сюда как на работу. И для каждой находится занятие: одни стригут, вторые плетут, третьи подушки набивают, четвертые шьют, пятые вяжут.
А еще череповчанка больше года назад начала изготавливать дома блиндажные свечи. Посмотрела инструкции в интернете, закупила воск, картон и стала пробовать. Первые партии отправили бойцам на передовую, получили обратную связь. Ребята делились, какие свечи лучше, как сделать так, чтобы они дольше горели и меньше дымили. Татьяна Александровна учла все нюансы и снова взялась за дело. В общей сложности она изготовила несколько тысяч свечей. Ее начинание поддержали и коллеги из совета ветеранов УВД города, тоже начали делать блиндажные свечи.
Татьяна Парфенова продолжает помогать, потому что это уже стало образом жизни. Она планирует съездить еще раз в Белгород или Донецк.
- Я не могу иначе. Я хочу быть чем-то полезной, - объясняет Татьяна Александровна. - И пока моя помощь нужна, я буду продолжать этим заниматься.
Марина Алексеева