С 10 декабря в Вологодской области действуют ограничения на мобильный интернет, введённые решением федеральных властей в целях безопасности. Голосовая связь и SMS при этом должны работать в штатном режиме, но абоненты жалуются на то и другое. Однако ключевой вопрос — кто и как компенсирует возникшие из-за этого неудобства и убытки — повисает в воздухе. Прямого и автоматического механизма возмещения потерь нет.
Кто в ответе?
Ответственным за качество услуг по договору является ваш оператор связи. По закону «О защите прав потребителей» (ст. 29), если услуга не оказана или оказана ненадлежащим образом по вине оператора (поломка оборудования, его ошибки и т.п.), он обязан сделать перерасчёт и может нести ответственность в виде неустойки и возмещения убытков.
Но в данном случае срабатывает лазейка для операторов. В договорах прописаны условия форс-мажора, освобождающие компанию от ответственности при отключениях по распоряжению госорганов, в ЧС и при иных обстоятельствах непреодолимой силы. Текущие ограничения в Вологодской области операторы напрямую относят к таким событиям, ссылаясь на решения властей. Это их главный аргумент для отказа в компенсации ущерба.
Что можно требовать на практике?
Для физических лиц реальнее всего добиться перерасчёта абонентской платы за период неработающего интернета. Для этого есть постановление Правительства РФ № 2607 «Об утверждении правил оказания телематических услуг связи». Можно заявить требование о неустойке (обычно до 3% от ежемесячной платы за день простоя) и, в теории, о компенсации морального вреда через суд. Однако возмещение прямых убытков (например, потерянный доход из-за срыва работы на удалёнке) — крайне сложная и маловероятная задача, особенно при ссылке оператора на форс-мажор.
Для бизнеса (ИП и юрлиц) ситуация ещё жёстче. Хотя юридически они могут претендовать на возмещение убытков и упущенной выгоды (простой, сорванные сделки), потребуются неопровержимые доказательства причинно-следственной связи и точного расчёта потерь. Массовый характер ограничений почти наверняка позволит оператору оспорить свою вину.
Что делать прямо сейчас?
-
Фиксация. Соберите доказательства ограничений: скриншоты с сообщениями об ошибках, данные замеров скорости, даты и время сбоев.
-
Претензия. Направьте оператору официальную претензию с требованием сделать перерасчёт за неоказанные услуги. Это обязательный досудебный этап.
-
Обращение в надзорные органы. При отказе или отсутствии ответа в течение 30 дней — жалуйтесь в Роспотребнадзор.
-
Суд. Крайней инстанцией является подача искового заявления в суд по месту жительства. Но будьте готовы, что позиция оператора о форс-мажоре существенно снижает шансы на взыскание именно убытков, а не только перерасчёта.
Будут ли специальные выплаты?
На декабрь 2025 года специальных компенсационных выплат для жителей Вологодской области не предусмотрено. Как сообщали «РИА Новости», в Госдуме предложили возмещать плату за связь при сбоях интернета. Фракция «Справедливая Россия — За правду» прорабатывает законопроект об автоматических компенсациях за массовые сбои связи, в том числе из-за решений властей, но он ещё не принят. Операторы могут предлагать клиентам бонусы в виде гигабайт или минут как жест доброй воли, но это не является их обязанностью.

Фото: «Речь»