16+

Почему дети не читают?

28 июня

«Прихожу домой, а у ребёнка в одной руке планшет, в другой — смартфон и вместо богатого внутреннего мира сплошной тикток», - рассказывает расстроенная мамочка одного их второклассников. Вроде бы в её рассказе нет ничего страшного, но почему-то делается грустно. К сожалению, сегодняшние дети не очень-то читают книги, а значит, в перспективе их ожидает, как говорят социологи, «бескультурная» жизнь в «бескультурном» обществе. Присмотритесь к подросткам – симптомы уже есть, и очень явные…

2 _LEV_3629.JPG
Если хотите, чтобы ребенок полюбил чтение, ни в коем случае не нужно его навязывать. Чтение должно приносить удовольствие.
фото: из архива редакции

Сравнивать поколения – дело глупое. Но, вспоминаю (хочется написать «вот в наше время»), мы читали запоем. На хорошую книгу стояли в очередь, передавали из рук в руки. Я приезжала на каникулы к бабушке и сразу шла в сельскую библиотеку (не знаю, открыта ли она сегодня?). Моя деревенская карточка читателя ждала меня с сентября по май. Библиотекарь мне говорила: «Женя, как ты выросла». И предлагала книжку. Про капитана Блада, например… Мы, кстати, в этого Блада и в пиратов потом всё лето играли, сами выдумывали продолжение… Читали всё. Особенно ценились приключенческие – Дюма, Рид, Стивенсон, Купер. Любили фантастику – Беляев, Уэллс, Верн, Булычёв. Позже стали читать про любовь, дружбу и войну – Куприн, Бунин, Чехов, Толстой.

А смартфонов и планшетов у нас не было. Телефоны были проводные и не в каждом доме. Радио, тоже проводное, работало с 6 утра до 12 ночи. Гимном начиналось и гимном же заканчивалось вещание. Телевизор показывал с 8 утра, кажется, до 11 вечера. И смотреть его целый день было не принято. Включали вечером: кино, программа «Время». В выходные дни, да, смотрели дневные передачи. А в будни что оставалось делать? Читать, конечно. Родители ведь тоже много читали.
Нам начинали читать с пелёнок. Сегодня я знаю семьи, где младенцам тоже читают книги. И знаю массу семей, где этого не делают. Есть мультики, есть компьютер, есть в конце концов телефон и планшет. Поэтому очень часто дети воротят нос от книг. Надо понимать, что это – недостаток воспитания, это - родительское фиаско.

LEV_3721.JPG

Говорить о том, что «мы самая читающая нация и нужно держать марку», сегодня не приходится. Это уже не так.

Я росла в семье, где книги уважали и ценили. Два поколения подряд (родители и их родители) книги буквально «добывали». Сегодня у меня наследство – стена заставлена огромными книжными шкафами, которые буквально трещат от книг. Мне категорически запрещалось что-то подчеркивать, оставлять книгу открытой на столе (перевернуть ее при этом корешком вверх у меня и самой бы рука не поднялась) и даже давать почитать кому-то из друзей (хотя мы все равно давали читать). Иметь хорошие книги было престижно, все понимали, что читать – это значит получать удовольствие, духовно и интеллектуально обогащаться.

А сейчас обратная ситуация. Недавно психологи опросили порядка 150 родителей, которые сами читают и хотят, чтобы читали их дети. Им задали вопрос: почему им это важно? Оказалось, что для большинства родителей чтение - прежде всего источник знаний.

Другие в книге видят катализатор развития воображения, рефлексии и эмоционального интеллекта. И лишь немногие говорили о чтении как об удовольствии.
Эксперты-психологи прокомментировали это так: в нашем обществе отношение к книгам определяется штампом «начитанный/читающий человек = культурный = успешный». Еще до недавнего времени этот алгоритм в общем работал. Сегодня эти ожидания наталкиваются на современные реалии: духовный рост и знания ради знаний уже не котируются, а книгам находится множество увлекательных и доступных альтернатив.

Что делать в каникулы? Понятно, что в каникулы надо отдыхать. И можно, и нужно, и важно делать это с книгой в руках. Тем более что наверняка по литературе задали целый список произведений, которые необходимо прочитать к следующему учебному году. Постарайтесь его «пройти». И сделайте так, чтобы чтение приносило радость, а потом уже пользу…

Несколько советов родителям:

  1. Не надо навязывать чтение. Никогда. Особенно если ваш ребенок в этот момент увлечен чем-то другим, даже компьютерной игрушкой. Если начать позиционировать книгу как замену игре («лучше бы почитал»), то явно перевесит не книга. И если вы уже взялись вместе за книгу, но видите, что ребенку надоело, отложите чтение до более подходящего момента. Не настаивайте.
  2. Находите для чтения свободное время. Лучше не предлагать книгу сразу после школы-кружков-уроков. Уж если взрослому после рабочего дня трудно взяться за книгу, то ребенку тем более! Найдите подходящий свободный момент. В каникулы, думаю, у вас должно получиться.
  3.  Делегируйте. Если у вас нет времени поддерживать у ребенка интерес к чтению, не «вымучивайте» это время. Препоручите по возможности кому-нибудь из близких - скажем, бабушке, которая всегда готова прийти на помощь.
  4. Уважайте выбор ребенка, а еще лучше — помогите ему. Погуглите вместе, найдите книжку. Послушайте книжный подкаст. Спросите совета в библиотеке. Осваивайте новых для себя авторов вместе с детьми.
И не забывайте, что маленький читатель тоже имеет свои права (их сформулировал французский писатель Даниэль Пеннак), это:
  • право не читать (!),
  • право пропускать страницы (!),
  • право не дочитывать книгу до конца (!),
  • право перечитывать,
  • право читать все что угодно и где угодно,
  • право почитывать понемножку,
  • право читать вслух,
  • право молчать.
А ваш ребёнок любит читать? Или не любит?

Евгения Васильева

Читайте также