Случаев онкологии на Вологодчине за 10 лет стали выявлять на 20 % больше — в том числе за счет улучшения методов диагностики и повсеместного онкоскрининга. Но если выявить рак теперь не проблема, то получить лечение — для некоторых онкобольных сложный квест.
Онкоскрининг в Южной Корее
Врач-эндоскопист Вологодского областного онкодиспансера Алина Алешичева провела две недели в Южной Корее, где обучалась лечению злокачественных новообразований. Она получила такую возможность благодаря сотрудничеству эндоскопических сообществ России и Южной Кореи, в рамках которого существует программа обучения для молодых врачей в возрасте до 40 лет. Алина Алешичева попала в эту программу, подав заявку и выиграв грант.
Всего от нашей страны Южную Корею по программе посетили семь врачей. Обучение проходило в одном из ведущих международных многопрофильных центров — Asian Medical Center.
О том, как прошла двухнедельная практика в Сеуле, Алина Николаевна рассказала пресс-службе областного минздрава:
— Я проходила практику в гастроэнтерологическом отделении. Каждый день до обеда мы присутствовали на эндоскопических исследованиях и операциях. Корейские коллеги ознакомили нас с ранней диагностикой рака верхних отделов желудочно-кишечного тракта. В Корее введена программа скрининга рака желудка и кишечника. Все жители в 40 лет бесплатно делают гастроскопию и колоноскопию, а также проходят анализ на наличие хеликобактера — бактерии, связанной с развитием заболеваний. Благодаря этой программе ежегодно в центре выявляют более 4 тысяч злокачественных образований на ранней стадии, что значительно улучшает прогнозы для пациентов. После обеда мы присутствовали на операциях, где нам демонстрировали различные хирургические техники удаления рака. Это было полезно и впечатляюще — наблюдать за работой опытных хирургов и изучать их методы.
Обучение завершилось итоговой конференцией, где обсуждалась возможность внедрения искусственного интеллекта в медицинскую практику. Алина Алешичева рассказала, что за две недели учебы не только получила новый клинический опыт, но и познакомилась с профессионалами из разных стран.
А что в России?
Онкологическим заболеваниям не зря уделяется такое пристальное внимание: они занимают второе место после сердечно-сосудистых в структуре смертности населения как в России, так и в мире. Поэтому в нашей стране онкоскрининг включен в диспансеризацию, которую люди старше 40 лет могут проходить ежегодно. Программа скрининга рака желудка и кишечника по диспансеризации включает гастроскопию — однократно в 45 лет (по показаниям), а также анализ кала на скрытую кровь: с 40 до 60 лет — 1 раз в 2 года, с 65 до 75 лет — ежегодно. Колоноскопия в рамках диспансеризации назначается тоже по показаниям — как дополнительное исследование, если анализ кала на скрытую кровь покажет отклонения от нормы.
По данным областного минздрава, с января по июнь 2025 года медорганизации региона обследовали более 267 тысяч человек на первом этапе диспансеризации и профосмотрах. Выявлены 25 случаев злокачественных новообразований, среди которых 20 — на ранних стадиях.
Также на раннее выявление рака направлена акция «Онкослужба: «Северная звезда России». Это совместный проект министерства здравоохранения и медорганизаций региона. Акция проводится каждую первую субботу месяца: со 2 августа в поликлиниках все жители Вологодской области старше 18 лет могут пройти бесплатную онкодиагностику. В зависимости от пола и возраста специалисты предложат необходимые обследования: сдать анализ крови или пройти УЗИ, маммографию, рентгенографию органов грудной клетки. Результаты обследований будут доступны в электронной медкарте на портале госуслуг.
«Ваша очередь не подошла…»
Казалось бы, по сообщениям регионального минздрава, на Вологодчине создаются все условия для диагностики и лечения онкологии. Тем не менее, ситуация в последнее время такова, что вологжанам с онкозаболеванием приходится, в буквальном смысле, самим бороться за свою жизнь. Региональные медицинские чаты и страница минздрава наводнены жалобами на отсутствие лекарств и необходимой медпомощи при раке. Вот, например, последние обращения в минздрав на прошлой и текущей неделях.
«Мой дед — онкобольной. Между курсами химиотерапии ему необходима капельница с препаратом «золендроновая кислота». Но в Череповце, в аптеке на Мамлеева, 19, один ответ: «Лекарства нет, звоните в конце месяца». Как ждать конца месяца, если нужен сейчас! Сегодня!!! Он пенсионер, и покупать постоянно это лекарство нет возможности! Прошу разобраться с данным вопросом и ускорить процедуру получения лекарства», — просит Мария.
«Муж к онкологу седьмой месяц попасть не может. Чтобы взять талон к онкологу, нужно сначала взять талон к специалисту, который должен дать талон к онкологу. И слышим уже полгода, что ваша очередь не подошла», — жалуется Лариса Судакова.
«Не можем получить ленватиниб, препарат жизненно важен, мать болеет раком, говорят, в этом месяце нет закупок. При регулярном применении опухоль уменьшается, но у нас постоянные перебои с получением, вот и в этом месяце не можем получить», — сообщает Эдуард.
«2 июня написала в личные сообщения (на странице минздрава в соцсети «ВКонтакте». — Авт.) информацию о проблеме паллиативного пациента 1-й группы с раком легких 4-й стадии, до сих пор ни ответа, ни привета, ни решения вопроса. Человек потихоньку умирает, вечером страшный кашель, одышка при ходьбе, одна никуда не выходит, только в сопровождении родственников, метастазы +72 %, опухоль + 56 %, но так и не предоставили даже кислородного концентратора. Спать в подушках, закашливаясь, или на многофункциональной кровати — разница большая. Кровати тоже нет, нет и всего остального, что положено паллиативному пациенту. Наверно, придется обращаться в прокуратуру», — так звучит крик о помощи от Ольги.
Да, нам еще далеко до Южной Кореи.
Жанна Газзаева