
Среди воспитанниц Татьяны Борисовны чемпионка Европы, призер Кубка мира, призеры молодежных чемпионатов мира и Европы.
фото: из личного архива Татьяны Мясниковой
- Волейбол — один из самых доступных и популярных командных видов спорта для детей и подростков. Он хорошо подходит детям с высоким уровнем энергии, любящим двигаться, играть в коллективе и быстро принимать решения, - говорит Татьяна Борисовна. - Если ребёнок проявляет интерес к играм с мячом, у него хорошая реакция, подвижность и он получает удовольствие от командной работы, то волейбол - отличный выбор. Командная игра тренирует важные социальные навыки: умение взаимодействовать, договариваться, распределять роли и поддерживать друг друга. Эти качества пригодятся ребёнку не только на площадке, но и в жизни.
Со скольких лет берут девочек?
Регулярные занятия волейболом у нас начинаются с 7 – 8 лет. В этом возрасте у детей уже достаточно развито чувство ритма, координация и способность к групповому взаимодействию. Наша школа активно участвует в программе волейбольного клуба «Северянка» по работе с дошкольными учреждениями города, поэтому приглашения на занятия девочки получают, еще находясь в детском саду, непосредственно во время проведения мероприятий (чемпионат по пионерболу, «Праздник волейбольного мяча»). Ежегодно тренеры приходят в школы на уроки физкультуры и приглашают учеников 1 - 3-х классов.

Татьяна Мясникова более 25 лет работает тренером по волейболу.
Где проходят занятия? Есть ли возможность на начальном этапе заниматься в залах в своем районе?
Занятия проходят на базе 39-й школы (104-й микрорайон), 34-й школы (Заречье), 4-й школы в Индустриальном районе и волейбольного центра (ул. Маяковского, 11). Селекционный отбор, как правило, заканчивается сдачей нормативов для зачисления в учебно-тренировочные группы. Это четвертый класс общеобразовательной школы.
До какого возраста можно прийти в волейбольную школу? Как это сделать?
Позднее начало, например в 11 лет, не является препятствием, если подросток может быстро адаптироваться и получать удовольствие от тренировок. Особенно если есть внутренний интерес и поддержка семьи. Подтверждение этого - мастер спорта международного класса, чемпионка Европы Наталья Дианская, которая в конце пятого класса перешла из 13-й школы в спортивный класс.
Чем занимаются на тренировках на начальном этапе? Какие нагрузки?
В спортивно-оздоровительных группах внимание уделяется общей физической подготовке, освоению базовых движений, работе с мячом и развитию чувства команды. Занятия проводятся три раза в неделю по 1,5 часа в игровой форме, что позволяет адаптировать детей к тренировкам, не перегружая их. В этот период занятия проходят на платной основе.
Для зачисления в группы начальной подготовки (бесплатные) родители на «Госуслугах» подают заявление, а ребенок сдает входные нормативы. Сейчас в школе это дети 2017 года рождения. Свои силы может попробовать как занимающийся в СШОР, так и любая желающая девочка этого возраста.
К чему должны быть готовы родители?
Родители играют ключевую роль в предоставлении спортсменам возможности расти и развивать свои навыки. Сначала это выбор секции и четкое соблюдение расписания тренировок. Затем помощь в формировании образа мышления, мотивационная, эмоциональная поддержка и, к сожалению, в наше время и финансовая.
Как выстраивается работа с родителями в СШОР?
Очень важен тандем «тренер - родитель», но еще важнее треугольник «спортсмен - тренер - родитель». Тренер в этой модели - бесспорный лидер и авторитет. Он наставник, стратег и тактик, педагог и психолог для своего подопечного. Тренер формирует характер ребенка, воспитывает в нем волю к победе. Его слово в рамках тренировочного процесса не обсуждается. Родитель должен быть надежным тылом, партнером в достижении успеха, но не вторым тренером. Если взрослые в треугольнике осознают и чётко выполняют свои роли, а их общение открыто и учитывает интересы ребенка, тогда из «Я» и «Ты» образуется «Мы - команда». Я очень благодарна родителям своих выпускников и нынешних игроков за то, что у нас всегда получалось создать КОМАНДУ! Спустя много лет и игроки, и родители продолжают дружить, встречаться, поддерживать друг друга.
Как в СШОР отслеживаются и регулируются вопросы с учебой девочек в обычной школе?
Тренеру для корректировки тренировочной и соревновательной нагрузки надо обязательно владеть достоверной информацией об учебной успеваемости ребенка. У меня сейчас девочки 2012 года рождения, которые учатся в спортивном классе на базе 12-й школы. Мы всегда на связи с классным руководителем Мариной Владимировной Плетюшкиной, игроки обязательно пересылают мне сканы отметок. Тренировка начинается с маленьких сладких «сюрпризиков» для отличников этого учебного дня. Горжусь, когда мои игроки участвуют в школьных, городских и областных олимпиадах, тем более когда становятся призерами.
У некоторых родителей бывает желание отдать своего ребенка к определенному тренеру. Возможно ли такое? Как часто к вам с такой просьбой обращаются?
В школе тренер ведет конкретный возраст, формируя сборную команду для официальных соревнований. У нас сильный тренерский штаб, каждый тренер показывает со своими учениками высокие результаты. Объясняем родителям и всегда находим понимание в этом вопросе. Важно, чтобы любой родитель с любым тренером имели взаимопонимание и уважение друг к другу, а результат не заставит себя ждать.
Менялись ли ваши личные подходы к тренерской работе на протяжении лет?
Конечно, всё меняется, и спортивный мир не исключение. Изменились требования к профессиональным игрокам, что, естественно, затрагивает напрямую и работу школ олимпийского резерва. Отлично, что у нас в городе созданы условия для спортивного роста игроков от новичка до игрока Высшей лиги «А». Но надо понимать, что не каждый ребенок сможет пройти этот путь, конкуренция очень большая. Это относится как к антропометрическим данным, так и к уровню восприятия игры. Поэтому тренер, я считаю, обязан мотивировать своих учеников не только на спорт высших достижений, но и на возможность реализовать себя как игрока в любительских, студенческих лигах.
Требования к игрокам детских и юношеских команд остаются неизменными. Это уважение в команде, дисциплина, самодисциплина, ответственность за принятие решений. И в первую очередь сам тренер должен быть профессионалом, обладать знаниями, коммуникабельностью, иметь и развивать аналитические способности.
Приходится ли приспосабливаться к тому, что дети с возрастом меняются?
Как я уже сказала, детский тренер - это и наставник, и педагог, и стратег, и тактик. Учитывая, что возрастные кризисы ложатся именно на его плечи, знание возрастной психологии - ключ к успешному тренерству. Один и тот же метод не работает с семилетним и шестнадцатилетним спортсменом. Потому что их мозг, мотивы и страхи — совершенно разные.
Может ли детский тренер стать тренером профессиональной команды?
Конечно. Но я считаю, что это разные профессии. Детский тренер – это педагогика, наставничество, работа на будущие результаты игроков. Тренер профессиональной команды – это менеджер, который набирает и управляет командой помощников, спортсменов для достижения конкретного результата в конкретном сезоне или соревновании. И очень редко когда высококлассные игроки становятся детскими тренерами.
Какой главный итог работы детского тренера?
Занятие должно быть по душе, тогда и прогресс обеспечен: будешь работать лучше всех, потому что это приносит удовольствие. Тренер, который любит детей, ведет их по пути становления личности, не имеет права работать по принципу «день прошел и ладно». Главная награда, главный итог – успешность твоих воспитанников как в спорте, так и в жизни. Когда твои ученики становятся твоими коллегами, когда, встречаясь или созваниваясь, обговариваете рабочие моменты, когда ты получаешь удовольствие, глядя на их тренерскую работу.
Владимир Сентябрев