16+

Сравниваем бюджеты Вологды и Череповца

Обе казны «похудели», но череповецкая сильнее
сегодня


Как и областная казна, бюджеты двух крупнейших городов Вологодчины в 2026 году будут дефицитными, при этом доходы и расходы по сравнению с текущим годом снижаются. Муниципалитеты вынуждены сокращать траты и наращивать долю собственных доходов.

Принятый в этом месяце бюджет Череповца на 2026 год по доходам составляет 17,8 млрд рублей, по расходам — 18,4 млрд. Для сравнения, в 2025-м доходы череповецкой казны изначально должны были составить 18,3 млрд рублей, расходы — 18,1 млрд. Был профицит — появился дефицит.

Ситуация на 2026 год в Вологде: доходы — 21,9 млрд рублей, расходы — 22,4 млрд. В 2025-м: доходы — 24,96 млрд, расходы — 26,4 млрд. То есть вологодская казна осталась дефицитной, но с куда меньшим разрывом. Видим, что общий бюджет областного центра по доходам больше примерно на 4 млрд рублей – там выше объем средств, получаемых из вышестоящих бюджетов. При этом оба муниципальных образования формируют финансы с дефицитом: в Вологде он составит свыше 450 млн рублей, в Череповце — около 570 млн.

Общее финансирование сферы образования в Вологде составит 8,5 млрд рублей, в Череповце — 8,6 млрд. На сферу культуры в 2026 году будет направлено 373 млн рублей в областной столице и сразу 1,8 млрд — в Череповце. Правда, самая значительная часть из этих средств (1,4 млрд рублей) приходится на строительство в нашем городе Театра для детей и молодежи, а без учета этого объекта «культурные» бюджеты двух городов также сопоставимы. На развитие физкультуры в Вологде выделено 366 млн рублей, в Череповце — 556 млн.

На примере Череповца заметно урезание многих расходов муниципалитетов. Так, прогноз трат в сфере ЖКХ на этот год — 3,6 млрд рублей, а запланировано на 2026-й лишь 1,08 млрд. По образованию — 9,4 млрд в 2025 году и 8,6 млрд — в будущем.

Как объяснила на заседании гордумы заместитель мэра Череповца Дария Мухина, по заданию губернатора области проводится работа «по изысканию муниципалитетами собственных резервов»: а это и «повышение эффективности использования земельных участков», и «работа с бизнесом».

Иными словами, города и округа вынуждены все больше рассчитывать на свои силы и все меньше полагаться на межбюджетные трансферты, а проще говоря – на помощь сверху. Но хватает ли им для этого ресурсов — вот в чем главный вопрос.
Читайте также