16+

Как молодые родители могут сэкономить 250 тысяч рублей с пользой для природы

Уйти от эгоцентризма к экоцентризму
вчера
В череповецком экоцентре прошла третья экологическая лекция, относящаяся к проекту «Город. Экология. Люди». Она была посвящена экоактивизму и экологичному образу жизни, тому, как экосообщество может влиять на решение экологических проблем. Часть зрителей смотрели прямую трансляцию через интернет, причем не только из Череповца, но и из Кемеровской области, Екатеринбурга.

_Роман Саблин 2.JPG
Роман Саблин признается, что его уже давно вдохновляет девиз: «Думай глобально, действуй локально». Не стоит забывать об экологических проблемах и экологической ситуации по миру в целом, но делать для экологии надо то, что ты можешь сделать на своем месте. Фото: Татьяна Иваницкая

Культура и примеры
 Организатором лекции является пилотный проект «Город. Экология. Люди» АНО «Агентство социальной информации», а тематическим партнером - сообщество «Зеленый Драйвер». Спикером был Роман Саблин - основатель «Зеленого Драйвера», первый экотренер в России и СНГ, сооснователь Союза эковолонтерских организаций России. На его счету более 1500 выступлений в 100 с лишним городах России от Сахалина до Калининграда; в Казахстане, Беларуси и т. д. Он и его команда работают с большим количеством компаний, в том числе крупных и известных, проводят для сотрудников лекции, вебинары, экологические марафоны и т. п. – помогают этим компаниям быть более экологичными не только в плане производства, но и в плане поведения персонала.

 - По сути, мы помогаем человечеству уйти от не очень эффективной модели эгоцентризма, антропоцентризма (упрощенно: когда удобство и выгода человека ставятся превыше всего – прим. ред.) к экоцентризму. Вспомнить, что мы часть природы, что любые наши действия имеют последствия. Речь про экологическое мышление, про экологическую культуру на примере того, что, как говорится, можно потрогать руками.

 В пример Роман Саблин привел многоразовый складной стакан, который может заменить бесчисленное количество одноразовых «бумажных» для напитков. Или купленную 15 лет назад авоську – она за эти годы спасла планету от тысячи пакетов, которые заменила.

_Компостер.jpg
Не общественный, но домашний компостер (такие можно купить в экомагазинах). Между прочим, 50 – 60 % содержимого среднестатистического мусорного ведра состоит из еды. И хотя не всю еду можно компостировать (скажем, мясо и кости нельзя), ее массовая переработка значительно сократила бы количество отходов, оказывающихся на свалке.

Без фанатизма
 В словаре Ожегова есть слово «экологист», оно означает «человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой». Роман Саблин стал использовать это слово в несколько другом смысле. Экологист – человек, который в повседневной жизни применяет экологичные привычки, по мере сил снижает нагрузку на окружающую среду. Существует гипотеза, согласно которой 5 % людей в том или ином обществе могут запустить существенные изменения в нем. В нашем случае речь о том, что, если в России хотя бы 5 % населения станут экологистами, это уже постепенно приведет к появлению благоприятных для экологии изменений – различных практик, законов и пр.

 - По моим субъективным ощущениям, нас (экологистов) в России уже несколько миллионов. Изменения, которые происходят вокруг, наверное, еще не радикальны. Но, с другой стороны, если оглянуться на 15 лет назад, то ясно, что ситуация сильно изменилась. Есть много государственных проектов, есть много бизнес-проектов, огромное количество решений, связанных с экологией. Скажем, лет 15 назад мы не могли подумать, что появятся такие экомагазинчики, как тот, в котором мы сегодня.

 Люди приходят к экологической деятельности по разным причинам, нередко по нескольким сразу. То же самое можно сказать и просто об экологичных привычках. Иногда причины вполне практичные. Допустим, использовать многоразовые (тканевые) подгузники получается намного выгоднее, чем одноразовые.

 - Пять лет назад мы подсчитали: если использовать одноразовые подгузники, на них за два года жизни ребенка уходит 250 тысяч рублей. Думаю, что сейчас, с учетом инфляции, еще больше.

 Понятно, что многоразовые подгузники тоже не бесплатны (в интернете предлагаются по 120 – 500 рублей за штуку) и нужен не один. Но все же на фоне затрат на одноразовые подгузники стоимость покупки многоразовых близка к статистической погрешности.

 Романа Саблина спросили: подсчитывались ли ресурсы, которые уходят на многоразовые подгузники (для их стирки нужен порошок, вода, электричество – если стирают в стиральной машине), и точно ли в конечном итоге нагрузка на природу выходит меньше? Роман Саблин ответил: он исходит из того, что многоразовые подгузники, по сути, не разлагаются. Вдобавок со временем из них, особенно в условиях свалки, выделяется метан.

 - Поэтому история с многоразовым памперсом лично для меня более экологична.

 Да, у многоразовых подгузников есть недостатки. Они, если верить отзывам, чаще протекают. Но можно «комбинировать» - например, на ночь и на прогулку надевать обычные подгузники, а в остальное время многоразовые. Вообще, Роман Саблин призывает подходить к экологичным привычкам без фанатизма, чтобы это было без ущерба для здоровья, отношений и т. д.

_Слушатели 1.jpg
Перед началом мероприятия слушателям рассказали об Агентстве социальной информации, являющемся организатором проекта, в рамках которого в Череповце и проходят экологические лекции.

Коллективная ответственность
 Почему экосообщества важны и нужны? Экосообщество может быстро замечать и решать локальные вызовы (читай: проблемы), вовлекать в это других, создавать проекты «по месту» (заточенные под конкретные местные условия), объединять ресурсы – людей (в том числе волонтеров и экспертов), идеи, время. Это не всегда под силу крупным структурам.

 - Да, есть государственные меры, есть бизнес, но важно включение людей, потому что экология – это зона коллективной ответственности, - отмечает Роман Саблин.

 Экосообщества должны взаимодействовать с властями - скажем, участвовать с общественных слушаниях. Должны разбираться в нормативных актах и уметь говорить на языке чиновников. Как ни крути, без чиновников не решаются многие важные вопросы, в том числе касающиеся, например, озеленения.

 Кстати, неожиданно интересной темой оказалось… компостирование, которое иногда связано с проектами по озеленению городов. В Казани есть организация «Верни в грунт», которая проводит акции по сбору органического вторсырья у жителей, а также переработку органики в общественных компостерах. Полученный компост используется в общественных огородах и для озеленения города. Организацией установлено восемь общественных компостеров, куда любой может «сдать» пищевые отходы. Есть даже компостеры в казанском саду «Эрмитаж», один из них – для кофейного жмыха. Этого жмыха нанесли уже 50 кг, и территория действительно благоухает в лучшем смысле слова. И в целом нет никакой антисанитарии, вопреки былым опасениям некоторых жителей.

 Вернемся к экоактивизму и влиянию экоактивистов на ситуацию в городе или регионе. В качестве одного из примеров Роман Саблин рассказал, что у любого совершеннолетнего гражданина есть возможность стать общественным инспектором Росприроднадзора (нужно обратиться в Росприроднадзор и пройти тестирование). Такой инспектор может осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (и самостоятельно, и в составе объединений). Направлять материалы о нарушениях природоохранного законодательства в контрольный орган и знакомиться с результатами рассмотрения. Присутствовать при выездных обследованиях, которые по его материалам проводят контрольные органы; принимать участие в открытом рассмотрении дела. Это опять же делает более понятными и более доступными некоторые «механизмы решения общественных вызовов и проблем».

Прозрачность и контроль
На лекции Роман Саблин говорил и о так называемых серых промзонах. «Есть крупные промышленные предприятия, но они более прозрачные, и они отслеживаются. У них существуют программы (по уменьшению экологической нагрузки – прим. авт.), экологическая политика, они под контролем. А есть другие, более мелкие, бизнесы, и, что они делают (в плане экологической нагрузки – прим. ред.), не очень понятно. Здесь важно повышение их прозрачности и важен, конечно же, общественный контроль».

Елена Бжания

Читайте также