До обучения на курсах младших медсестер Татьяна Пелих работала в МВД, потом преподавала историю в школе, но поняла, что педагогика не для нее. Уволилась, стала заочно получать высшее юридическое образование. Потом узнала про курсы в Череповецком медколледже и, не раздумывая, пошла учиться.
Татьяна, после окончания курсов медсестер для СВО вы были намерены заключать контракт с Министерством обороны РФ и работать в госпитале уже не как санитар-волонтер, а служить по контракту. У вас это получилось?
— Да, я заключила контракт, через военкомат Санкт-Петербурга призывалась на службу. 7 июля 2024 года по предписанию я прибыла в военно-полевой госпиталь номер 1586 города Белгорода. Сейчас я пока рядовой, но ожидаю получения звания ефрейтора.
В чем заключается ваша служба в военном госпитале?
— Я успела поработать и по основной моей специальности — я юрист по образованию, и по медицинской. Нас на две недели направляли в Луганск, где мы принимали присягу в военно-полевых условиях, проходили обучение. Первое время после заключения контракта я поработала в инфекционном отделении, а также оказывала содействие нашим пациентам в восстановлении документов. Я сопровождала бойцов в МФЦ, сидела вместе с ними в очередях, помогала ускорить процесс восстановления паспортов либо других документов. Также обеспечивала пациентов гуманитарной помощью, которая к нам поступала. То есть распределяли гуманитарку по запросам бойцов — кому что нужно. Это одежда, бытовая химия. Сейчас мои основные обязанности как санитара заключаются в обеспечении комфортного быта, ухода за ранеными.
Поступает к нам пациент — я его принимаю, выдаю ему одежду, пижаму, постельное белье, обеспечиваю бытовой химией, отвожу его в палату, которая ему приписана. Помогаю, если он не может сам себя обслуживать: кормлю, заправляю постель, одеваю. Если плохо передвигается, то на каталке отвожу на назначенную процедуру или обследование, а потом привожу обратно в палату. То есть сопровождаю пациента для проведения манипуляций по назначению врачей, заполняю документацию, обеспечиваю соблюдение санитарных норм, внутреннего распорядка.
Какие ваши впечатления от службы в госпитале?
— Я понимала, куда еду служить и для чего. Это был мой осознанный выбор, моя гражданская позиция — я хочу быть полезной своей стране. Я была подготовлена и морально, и физически. Условия в военно-полевом госпитале хорошие, мы всем обеспечены. Экстренных пациентов у нас не бывает — у нас терапевтический госпиталь, все пациенты-военнослужащие стабильные. Проживаю я в специальном общежитии от Министерства обороны.
Вы все время находитесь в Белгороде или бывают командировки?
— Нас периодически направляют в командировки в Курск. В мои обязанности входят эвакуация и подготовка раненых для эвакуации в госпитали. То есть мы сопровождаем бойцов до места лечения, обеспечиваем им уход, медицинское обслуживание, передаем их в госпитали. Из Курска мы их эвакуируем в Москву.
Где труднее — в командировках или в госпитале?
— Сложнее в командировках, потому что здесь большой поток людей, некоторые военнослужащие после ранения находятся в нестабильном эмоциональном состоянии. Мы с ними разговариваем, успокаиваем, объясняем порядок эвакуации. Люди разные попадаются. Кто-то идет на контакт, а кто-то, в силу своего характера и состояния, не очень. Приходится договариваться. Вот здесь очень пригодились знания и по дипломатии, и по психологии. Я получила дополнительное образование, находясь на службе — дистанционно выучилась на психолога, также получила узкую специализацию военного психолога. Училась полгода. То есть я могу сейчас проводить консультации, работать именно по психологической реабилитации с участниками боевых действий, которые получили посттравматический синдром.
Уже практиковались, проводили такие консультации?
— Да, пока мы сопровождаем военнослужащих в госпитали, мы с ними общаемся. Тему боевых действий я стараюсь с ними не затрагивать, беседуем на нейтральные темы, чтобы они отвлекались. Объясняем, что им будет оказана вся необходимая медицинская помощь и другая поддержка.
Как относится ваша семья к вашей службе вдали от дома? Как часто удается созвониться с мужем, детьми, съездить в отпуск?
— В прошлом году осенью ко мне приезжал муж с ребенком. Они увидели, где я служу, где проживаю, что со мной все хорошо. Вся семья уже приняла мой выбор, они гордятся мной, ждут в отпуск. С детьми общаемся по видеосвязи. Старшая дочь сдала экзамены, идет в десятый класс. Она уже определилась, куда хочет поступать. Я ей помогаю в этом вопросе, консультирую. Дочь хочет стать политологом, учит два иностранных языка: немецкий и английский. По обществознанию, что касается правового аспекта, я ее подтянула хорошо. Я очень часто звоню домой. Знаю, что у них происходит, как у них дела, обеспечиваю деньгами, в общем, все, что возможно с моей стороны, я делаю.
Татьяна, вы не пожалели, что пошли служить?
— Нет, нисколько не пожалела. Можно сказать, что именно сейчас, на службе в армии, я нашла себя по-настоящему. Если появится такая возможность, хочу продолжить служить. Не раздумывая, я останусь в армии и снова подпишу контракт. Если появится возможность, то я бы хотела отправиться на обучение и стать офицером. Но я понимаю, что СВО когда-то закончится и потребность в военно-полевых госпиталях отпадет. Поэтому после СВО я хочу попробовать себя уже как психолог — заниматься реабилитацией людей, побывавших в тяжелых ситуациях. Ну либо пойду по своей основной специальности — юриспруденции. Если возраст еще позволит, а мне сейчас 37 лет, я хочу пойти работать в Следственный комитет.
Жанна Газзаева
Проект выходит при поддержке: АО «ТРЕСТ КХМ»; АО «ЧФМК»; ИП Круглов Сергей Александрович, компания «Череповецкие теплицы».