16+

Чем полезны уроки непослушания

7 марта
Чем полезны уроки непослушания
«Сыну 4 года, ходит в садик, но часто болеет. Мы с мужем работаем, поэтому вынуждены отвозить его бабушке. Там он проявляет свой бунтарский дух, который бабушка подавляет. Вправе ли ребенок на протест и какой?» — спрашивает Кристина.

Почему дети не любят спать днем
Разобраться в ситуации нам поможет Ирина Ромашова, психолог родительского ресурсного центра благотворительного фонда «Дорога к дому»:

 — Дети развиваются вопреки нашим представлениям о них. Ребенок может протестовать, бунтовать: не хочу умываться, не хочу спать днем, не хочу есть противную кашу. Это нормально. Есть мир детей, и есть мир взрослых. Протестуя, дети нащупывают границы дозволенного, чтобы состыковать свой мир и наш. Растут, получают те навыки, которые у нас уже есть. И если мы, взрослые, не дадим им возможности приобрести эти навыки, то они ничему не научатся.

 Приводим пример Кристины. Как она говорит, у бабушки свои правила: для сынишки обязателен дневной сон, она требует, чтобы перед сном мальчик вымыл лицо, руки. «Зачем, мне непонятно», — говорит Кристина. Сын спать не хочет, хнычет, демонстрирует непослушание. Бабушка угрожает: не будешь спать, умываться — больше не приедешь. Дедушка в этот конфликт не вмешивается. Глотая слезы обиды, ребенок вынужден совершать эти бессмысленные для него процедуры. «А вопрос у меня вот какой, — продолжает Кристина. — В каком случае нужно подавлять протест ребенка, а в каком не стоит? Мямлю тоже не хочется растить. И почему ребенок так противится дневному сну, это же режим?»

 — Дети воспринимают дневной сон достаточно травматично. Отсюда протест. Объясню, почему, — говорит Ирина Ромашова. — Дневной сон обязателен как часть режима — это старая школа. Ребенок должен отдыхать. Но поймите, он не может по команде, по щелчку закрыть глаза и уснуть. Не хочет спать, потому что его нервная система не успела устать, потому что не набегался, не наигрался. Сон — это восстановление процесса, картины предыдущего дня в головном мозге. Как ребенок воспринимает сон? Мы все, вместе с мамой и папой, ложимся вечером спать, а утром просыпаемся и переходим в новый день. А в случае с дневным сном сложить картинку не получается: папы и мамы рядом нет, да и новый день не начинается. В сознании возникает диссонанс, который рождает неуверенность. Не хочет спать днем — не заставляйте. Пусть в это время поиграет в спокойные игры или бабушка ему почитает сказку.

— А что касается мытья лица и рук перед сном?

— Бабушка сама это делает? Не факт. Понятно, что бабушку уже не переделать. Судя по всему, это давно понял и дедушка, устранившись от решения проблем. Не хотите, чтобы с вашим ребенком так поступали, — не возите к бабушке. При этом нужно мыть руки перед едой — это вопрос гигиены. И ребенку следует объяснить важность этой процедуры доступным языком. Грязные руки — можешь заболеть, нахватать микробов. Взрослые должны убеждать и личным примером, просто твердить одно и то же на словах — плохой метод воспитания.

Первые самостоятельные шаги
Итак, протест и бунтарство — способ познания мира. И где его границы в детстве?

— Есть возрастные кризисные седативные периоды. Первый — кризис трех лет. Именно в нем реализуется «Я-концепция». Я — сам. И чем дальше от этого возраста, тем больше ребенок проявляет самостоятельность, отделяется от родителей. Я сам надену башмаки, я сам помою тарелку, я сам буду пылесосить. Что делать? Прислушаться и не давить инициативу. Утром встать на 15 минут раньше, чтобы дать ребенку возможность самому надеть башмаки. Подставить к раковине стульчик, чтобы поучился мыть посуду, даже если после этого вся кухня будет в воде и пене. Иначе он не приобретет эти навыки самостоятельности и до 50 лет. Вы хотите для него такой жизни?

Приведем два примера, как надо делать и как не надо.

Первый. Мама купила сыну четырех с половиной лет новенький костюмчик и отпустила гулять. Дело было в деревне. Сын вернулся грязный. Мама поставила перед ним тазик — стирай. Ночью, конечно же, за ним перестирала. На следующий день ситуация повторилась. «Какой ты грязный!» — воскликнула мама. «Мама, так я же постираю», — ответил сын.

Второй. Сыну три года, поставил стул к раковине и с упоением моет посуду, обрызгал все. Мама его отругала — отойди от раковины!

— В первом случае это понимающая любящая мать. Умничка. Во втором случае мать не права, отбивает охоту быть самостоятельным, — говорит Ирина Ромашова.

Как объясняет Ирина Александровна, ребенок познает мир во всем его богатстве. Ему нужно испытывать различные ощущения — бегать по лужам, промокнуть под дождем, наесться снега, обсосать сосульку, которая еще и прилипнет к губам. У кого в детстве не было такого опыта? Поломать дорогостоящую игрушку. У радиоуправляемого вертолетика в первый день могут полететь лопасти. А кукла Барби вдруг окажется с короткой стрижкой: волосы же отрастут, думает ребенок.

Если жалко потраченных денег, покупайте недорогую одежду и игрушки. Но уж если купили, то будьте готовы к последствиям. Только так ваш ребенок научится давать жизненным невзгодам достойный отпор.

Татьяна Ковачева