Эта история произошла еще в 2023 году. Жители пятиэтажного дома за Шексной заметили по платежкам, что суммы за тепло в сентябре и октябре подскочили втрое. Как выяснилось, плату им насчитали по нормативу, а не по факту потребления. Почему?
Доказать свою правоту в сфере ЖКХ бывает очень сложно. Так же сложно, как понять, каким образом рассчитывается стоимость потребленных домом гигакалорий. Теплоэнергия — один из самых дорогих ресурсов, поставляемых в дом. Сегодня мы расскажем историю со счастливым финалом — жильцы смогли отстоять свои права.
В платежных квитанциях за ЖКУ отражаются цены на отопление и на подогрев воды. Когда жители многоквартирного дома в Череповце получили платежки с суммой в три раза большей, чем обычно, они, естественно, возмутились. Обратились в свою управляющую компанию и в ресурсоснабжающую организацию за разъяснениями. Ответ был один: их дом оборудован прибором учета тепла, но срок его поверки истек, отсюда и плата за тепло по нормативу.
Причем по нормативу с жильцов брали деньги несколько месяцев подряд. Выяснить, по каким причинам так долго не был поверен прибор учета тепла, им не удалось.
К слову, поверку такого прибора может провести только специализированная организация, имеющая на то необходимые разрешения.
Жильцы дома не смогли мирно добиться возврата переплаченных денег и обратились с коллективной жалобой в Роспотребнадзор. Под обращением поставили подписи 22 человека.
— Мы приняли к рассмотрению коллективное обращение граждан и выступили с коллективным исковым заявлением в Череповецкий городской суд, — рассказал «Речи» Павел Климшин, главный специалист-эксперт Череповецкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области. — Мы требовали возместить моральный ущерб в размере 3000 рублей каждому.
Почему моральный ущерб, а не перерасчет? Как объяснил Павел Климшин, делать такой перерасчет могут только специалисты сферы ЖКХ. Сложный путь, поэтому в судебном иске был указан моральный ущерб, тем более что сумма примерно соответствовала излишне выплаченной.
Суды шли с июня по ноябрь 2024 года, и наконец решение было вынесено в пользу потребителей.
Людям вернули по 3000 рублей. Но из 22 человек — только шести. Почему? Просто мало обратиться с заявлением в Роспотребнадзор и суд. Надо еще присутствовать на судебных заседаниях, предоставить необходимые для возврата денег документы: подтверждающие право собственности, оригиналы квитанций, чеки по оплате и так далее. Не у каждого нашлось время и желание довести дело до конца. Опять же суд начался летом, в разгар дачного сезона, когда некоторые отсутствовали в городе.
И все же, как уточняют в Роспотребнадзоре, коллективный или групповой иск — достаточно действенный способ защитить свои потребительские права в суде. Повод может быть любым.
Татьяна Ковачева