
На прошлой неделе Евгения Пикова наградили во время чествования ветеранов ЧерМК в честь 70-летия комбината.
Евгений Кириллович заказывает большие мешки парафина, отливает свечи и аккуратно складывает в коробки. Тщательно все фиксирует в своей тетради. Поэтому готов подтвердить, что приближается к своей жизненной цели. Еще одной.
Евгений Пиков родился в Ленинграде в 1933 году. Война изменила его судьбу коренным образом. Вместе с мамой и младшей сестрой в апреле 1942 года он был эвакуирован к родственникам в Череповец. Евгений Кириллович блокадный Ленинград помнит очень хорошо. Помнит, как в десятимесячном возрасте от болезни умер его младший брат. Помнит, как несколько раз чудом они спасались (попали под обстрелы). Не забыл, как постоянно хотелось есть…
О голоде ветеран и сейчас рассказывает, не сдерживая слез: можно было и от отсутствия еды умереть, и от того, что при возможности что-то поесть остановиться было невозможно, тогда заворот кишок наступал мгновенно. Так, перед эвакуацией мама Евгения получила на них троих десятидневный паек, потом ненадолго отлучилась. Незаметно Евгений съел полкольца копченой колбасы и треть трехкилограммовой буханки хлеба. После чего предстояло преодолеть 19 км по льду Ладоги на грузовике. Машину кидало так сильно (водитель уходил от артобстрелов), что все съеденное вылетело наружу. Так и остался жив. Машин по Дороге жизни вместе с ними ехало немало, но до берега доехали не все.

Евгений Кириллович заказывает парафин, отливает свечи и аккуратно складывает в коробки. Тщательно все фиксирует в своей тетради.
Фото: Маргарита Гусева
К родственникам в Череповец, вспоминает Евгений Кириллович, приехали к маю 1942 года. Ехали целый месяц в товарных вагонах, было очень много людей, в основном дети и старики. Добрались, а здесь весь город в госпиталях. Отец Пикова был демобилизован с фронта без руки и с хромой ногой. Приехал в Череповец и устроился работать в госпиталь.
Война закончилась, когда Евгению было 13 лет. В школу он пошел только в девять лет. Учеба давалась непросто - годы голодного военного детства не прошли бесследно.
Вернуться в Ленинград у семьи не было возможности даже после войны: дом был разрушен, на его месте новый построили, но для других жильцов. Спустя годы Евгений Кириллович осуществил свою мечту и побывал там, где прошло его детство. Уже в зрелом возрасте он отправился искать свой дом. И нашел то место, сердце подсказало. И хозпостройки те же, и бани, и даже универмаг, в который ходил в детстве Евгений полюбоваться на игрушки, возможности их купить, к сожалению, у родителей не было…
Пиковы осели в Череповце. И когда подошло время служить в армии, Евгения призвали на три года, а отслужил семь, так как не было замены: мужчин призывного возраста мало, поэтому служили, как говорят, за себя и за того парня.
Служба проходила в Литовской республике, рядом с городом Клайпеда. Там Евгений Кириллович нашел и будущую жену, с которой после службы приехал в Череповец. В 60-х годах устроился на Череповецкий металлургический завод, проработал в листопрокатном цехе более 30 лет. С женой воспитали сына, у которого три дочери.
Жена Евгения Кирилловича на протяжении всей жизни имела заболевания, и ему приходилось всегда быть начеку. Два года женщина прожила с онкологией, супруг ухаживал.
После смерти жены Евгений Кириллович больше десяти лет самостоятельно работал на даче, много занимался резьбой по дереву, художественной вырезкой, даже вырезал икону с образом Преподобного Сергия Радонежского. И сейчас общественной работой в секции блокадников города.
Так, пройдя испытания войной, голодом, наш герой сохранил надежду и доброту, научился понимать истинные ценности. Отсюда и огромное желание помочь тем, кому эта помощь крайне необходима. А тысячная свеча уже не за горами!
Маргарита Гусева,
экс-мэр города Череповца