16+

Как учителю разрешить конфликт с учеником

Совет по защите чести и достоинства педагогов утвердил инструкции для учителей в конфликтных ситуациях
вчера


На этой неделе в СМИ попали две шокирующие новости о происшествиях в школах. Дети напали с ножами на учителя, охранника и одноклассника. Один ребенок погиб. В Министерстве просвещения разработали инструкции для учителей при конфликтах с учащимися.

Школьные разборки
В одной из петербургских школ 15 декабря 15-летний девятиклассник ударил ножом учительницу. Как сообщает телеграм-канал «112», юноша пришел на дополнительное занятие к учительнице математики, чтобы исправить оценку за контрольную работу. Когда педагог отвернулась, подросток нанес ей удар ножом в спину. Пострадавшую с резаными ранами госпитализировали. Как стало известно, 52-летняя мать девятиклассника — учительница в этой же школе. Подросток рос без отца, а мать-педагог требовала от него отличной успеваемости. Его одноклассники утверждают, что юноша таким образом отомстил учительнице за плохую оценку, которая, по его мнению, сильно расстроила мать. Подросток до этого дня считался гордостью школы, хотя и был нелюдимым и почти не имел друзей. В отношении школьника возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство».

На следующий день, 16 декабря, еще одно чудовищное нападение произошло в Подмосковье. Как сообщают федеральные СМИ, в школе поселка Горки-2 Одинцовского округа 15-летний школьник пришел в школу с ножом. Он планировал убить учительницу математики и искал ее по кабинетам. В коридоре увидел группу ребят и их учительницу. Женщина закрыла собой детей. На их защиту встал охранник, но школьник распылил ему в глаза перцовый баллончик и ударил ножом в спину. Затем девятиклассник погнался за четвероклассником и нанес ему удары в шею. Ребенок погиб. После убийства подросток сделал селфи на фоне своей 10-летней жертвы. Спецназ взял штурмом школу. Нападавшего доставили в полицию для допроса. На его футболке было название запрещенной онлайн-группы, которая выступает за насилие и терроризм.

Еще из последних случаев. Недавно в Подмосковье учитель информатики сделал замечание курящим и матерящимся подросткам, те в ответ накинулись на педагога. Преподаватель обратился в полицию, но уголовное дело завели на него самого: подростки заявили, что он подошел с непристойными предложениями. Сейчас учителю грозит до 13 лет тюрьмы.

В ноябре в городе Карталы Челябинской области школьница напала на учительницу физкультуры. По словам девочки, педагог начала дразнить ученицу из-за того, что та пришла на урок не в шортах. Школьница попыталась покинуть класс, но учительница ее не отпустила, после чего девочка ударила ее маникюрными ножницами.

В октябре в селе Поселье Иволгинского района в Бурятии следователи возбудили уголовное дело в отношении должностных лиц школы по факту драки школьного учителя и ученика, в результате которой ребенок получил перелом руки. Подросток на уроке стрелял из водного пистолета в учителя. В ответ педагог дал школьнику подзатыльник, после чего отвел его в раздевалку, где между ними произошла потасовка. Дошло до того, что ученик бил учителя по затылку и душил его.

Как защитить педагога
В 2024 году по результатам опроса среди учителей выяснилось, что более 65 % педагогов сталкиваются с унижениями со стороны учеников и их родителей. Как быть учителю, ведь зачастую он оказывается менее защищенным, чем ученик? С одной стороны, нужно защитить честь и достоинство педагога, а с другой — следить за правами детей.

Проблему решали в Москве на заседании Совета Министерства просвещения РФ по защите профессиональной чести и достоинства педагогов. Совет принял два документа: инструкцию для руководителя образовательной организации на случай, если возник конфликт между педагогом и учеником; инструкцию для педагогов «Как остановить агрессивное поведение: действия педагога».

«Эти документы дают понятный порядок действий при возникновении конфликтных ситуаций: как необходимо вести себя педагогу и административным сотрудникам для урегулирования возникших инцидентов и как создать безопасную обстановку для учеников, чтобы предотвратить такие ситуации в будущем», — сообщает пресс-служба Минпросвещения.

Как отметила председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, «это важные и долгожданные в регионах документы», «серьезный шаг в укреплении авторитета учителя». Замминистра просвещения Ольга Колударова отметила: во многих школах созданы конфликтные комиссии, но по факту они не работают.

«Необходимо, чтобы в случае конфликта с участием учителя администрация школы в лице директора оперативно и справедливо эту проблему решала — с соблюдением требований федерального закона «Об образовании» и других федеральных законов и кодексов, и в первую очередь Конституции РФ», — добавила Колударова.

Комиссии должны рассматривать все вопиющие случаи агрессии в отношении педагогов, информация о которых появляется в социальных сетях, все «вбросы», которые часто исходят от родителей и самих школьников, но с обеспечением всем участникам конфликта конфиденциальности.

«Если вопрос не решается на региональной комиссии, то ситуация передается в наш совет. На работу по проблеме мы даем себе десять календарных дней — от приема обращения до исполнения итогового решения. Оперативность здесь очень важна, — добавила замминистра. — В типовой инструкции четко распределено, что делает директор школы, что делает ответственный за рассмотрение конкретной ситуации, как в таких ситуациях действуют профсоюзы».

Документы будут направлены во все российские регионы для использования в работе.

Что в инструкции?
В основе инструкций по действиям педагогов в конфликтных ситуациях лежат следующие принципы.

1. Открытость и спокойствие в общении. Важно уметь выслушать обе стороны конфликта.

2. Применение методов посредничества и мирных решений. Необходимо предупредить рост напряженности и устранить ее.

3. Справедливое и непредвзятое отношение к инициатору конфликта. Нужно учитывать, что за претензиями стоят существенные причины, которые беспокоят человека.

4. Эмоциональная выдержка. Важно сдерживать свои эмоции и не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

5. Формулирование позитивного решения конфликтной ситуации. Необходимо предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон.

Жанна Газзаева
Читайте также