Подвал как приговор?
Немало нелестных эпитетов произнесла в разговоре с «Речью» череповецкий предприниматель Елена в адрес «полусухого» закона, выпавшего на долю Вологодчины. Но обратимся к фактам.
Помимо временных рамок продажи спиртных напитков закон области «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» вводит ограничения на продажу спиртного в стационарных торговых объектах, расположенных в многоквартирных домах в помещениях, переведенных из жилых в нежилые и «находящихся в подвальных этажах, подземных этажах, в цокольных этажах в жилых многоквартирных зданиях». Как раз под последнюю категорию подпадает помещение в Индустриальном районе Череповца, собственницей которого является наша собеседница.
— Почему так сделали? — недоумевает она. — Это же помещение с двумя входами, которое никогда не было квартирой. И почему в нем нельзя торговать? Тем не менее в выписке оно числится как подвал. Но ведь там всегда существовала продовольственная торговля, оно расположено с торца здания, имеет окна и только формально числится как подвальное. Однако из-за антиалкогольного закона оттуда был вынужден съехать магазин, который фактически был магазином у дома. Причем он торговал не только алкоголем, но и продуктами, напитками, мороженым и прочими товарами первой необходимости, обеспечивая ими местных жителей.
«Полусухая» статистика
С 1 марта этого года ужесточение требований к торговле алкогольной продукцией, помимо Вологодчины, произошло также в Бурятии и Калмыкии. И во всех трех регионах, по данным базы агентства INFOLine, сети «Красное&Белое» и «Бристоль» (входят в «Меркурий Ритейл Холдинг») сократили число своих магазинов. Информацией делится портал New Retail.
В Вологодской области, как наверняка известно нашим читателям, с 1 марта в будни разрешено торговать алкоголем всего два часа — с 12.00 до 14.00, а в выходные и ряд праздничных дней — с 8.00 до 23.00. Плюс к этому имеется 11 дат, когда розница не продает спиртные напитки вовсе (1 Мая, Международный день защиты детей, День России, День молодежи, День знаний, День Конституции и другие).
В Бурятии с 1 марта тоже сократился временной интервал продаж, но он несравнимо менее жесткий, чем на Вологодчине: магазинам теперь можно торговать спиртным все дни недели с 11.00 до 20.00 (до этого было с 9.00 до 21.00).
Наконец, в Калмыкии временные рамки продаж спиртного вообще не изменились, однако с 1 марта стало запрещено торговать алкоголем в торговых объектах, расположенных в многоквартирных домах.
В итоге выяснилось, что в Вологодской области на конец марта 2025 года количество магазинов «Красное&Белое» сократилось более чем вдвое, со 144 до 66 (минус 54 %).
В регионах, где сеть изначально имела гораздо меньшее представительство, изменения также очевидны: в Бурятии число торговых точек уменьшилось с 56 до 32 (минус 42,8 %), в Калмыкии — с 73 до 57 (минус 22 %). Магазинов «Бристоль» в Вологодской области стало на 31 меньше (теперь их 126 вместо 157, или минус 19,7 %), а в Бурятии их число снизилось с 74 до 43 (минус 42 %).
При этом, по данным INFOLine, в Вологодской области также стало меньше магазинов местных продовольственных сетей. Так, количество торговых точек «Пищеторга» сократилось со 120 объектов на начало года до 78 (минус 35 %). В планах сети закрытие еще 19 магазинов.
Не туда бьют
Как поясняет по итогам исследования «INFOLine-Аналитики» генеральный директор компании Михаил Бурмистров, введенные ограничения прежде всего бьют по законопослушным ретейлерам.
— Зато эти меры дают больше возможностей для работы «наливаек» — то есть магазинов, которые под видом общепита продают алкоголь. Они привлекают сомнительную публику, мешающую жителям домов, — комментирует он.
При этом Бурмистров напоминает, что изначально передача полномочий регионам по запрету продажи алкоголя (этот закон был подписан в феврале 2024 года) имела совсем иную цель — борьбу с «наливайками». А на деле получилось наоборот: вместе с ужесточением контроля за «наливайками» все чаще вводятся более строгие ограничения для обычной розницы, в результате чего в регионах процветает нелегальная торговля.
Здесь нельзя не вспомнить слова депутата Государственной думы Алексея Канаева, который в интервью «Речи» отметил, что закон «12-14» не решил проблему «наливаек» (см. «Речь» от 19 марта).
— Именно «наливайки», под видом общепита продающие алкоголь круглосуточно, чувствуют себя теперь даже лучше, чем раньше, — заявил Канаев. — Потому что спрос стабилен, особенно когда магазины прекращают торговлю спиртным.
Таких много
Какие минусы ждут экономику Череповца и Вологодской области в части налоговых поступлений, если целая отрасль по сдаче в наем нежилых помещений окажется в простое? Такой вопрос мы задали нашей собеседнице.
— Каждый предприниматель недоплатит, — поясняет Елена. — Я, например, в этом году недоплачу в бюджет по патентной системе 16 тысяч рублей. Но таких, как я, не одна сотня. Область недополучит налоги от предпринимателей, НДФЛ от сотрудников, которые «благодаря» ограничениям остались без своих рабочих мест. Зачем надо было наносить по экономике такой удар?
По мнению предпринимательницы, в ситуации, когда в городе и регионе сократилось число торговых точек, конкуренция станет ниже, а значит цены станут только расти. И люди вынуждены будут покупать дороже те продукты, которые могли бы купить дешевле. Иди, ищи, где там ближайший продуктовый магазин… А далее — ее неутешительный вывод:
— Таких, как я, по-страдавших — много. Есть люди, кто не может расплатиться с кредитами. После ухода магазинов на рынке наблюдается рецессия. Даешь объявление об аренде — полная тишина. Разговариваю со своими коллегами — та же история: никто не звонит, не хочет открываться в этом городе. Малый бизнес не желает работать в этой области. А закон не достигает своих целей. Он просто ударил по малому бизнесу, и толку никакого. Я думаю, кто раньше пил, тот пить и будет. Может, я сгущаю краски, но у меня создается именно такое впечатление.
Андрей Савин