16+

Плавание в законе

21 июня


Моторная лодка, как и автомобиль, является не только средством передвижения, но и источником повышенной опасности. Поэтому, чтобы получить права на управление, нужно пройти обучение и сдать экзамен.  Причем сделать это не так-то просто. Вы, например, знаете, как называется часть судна, на которую крепится подвесной мотор? А вот желающим получить удостоверение судоводителя это знать нужно.

1а.JPG
В Череповце зарегистрировано примерно 3500 лодок с мотором. Большая часть из них - стандартные суда выпуска 70 - 80-х годов прошлого века. Фото: Татьяна Иваницкая

Смерть на озере
Недавно против 49-летнего череповчанина было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека). Вечером 23 апреля он, передвигаясь на моторной лодке по озеру Новозеро в Белозерском округе, не справился с управлением. В результате лодка опрокинулась и все находящиеся в ней люди оказались в воде. Пассажиры были без спасательных жилетов. Один утонул. Его тело было обнаружено спустя несколько суток.

Этого трагического происшествия могло бы и не быть, если бы мужчина правильно управлял лодкой. Только на первый взгляд кажется, что водить ее просто и с этим справится любой человек, даже не обладающий нужными навыками. На самом же деле судовождение - целая наука. Притом надо постоянно следить, чтобы транспортное средство было в исправном состоянии и оснащено всем необходимым. Так что владение и управление лодкой сродни владению и управлению автомобилем. И поэтому лодки (не все, об этом чуть ниже) нужно регистрировать и получать права, чтобы иметь возможность управлять ими легально. Всеми этими вопросами ведает Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) МЧС России. В сущности, это аналог Госавтоинспекции, только на воде.

Весельные и моторные
 Маломерными судами считаются все водные транспортные средства длиной до 20 метров и вместимостью не более 12 человек. Обязательной регистрации подлежат суда массой более 200 килограммов и с мощностью мотора более 10 лошадиных сил. И для управления этими судами нужно удостоверение судоводителя. Как рассказал нам руководитель череповецкого отделения Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Вологодской области Андрей Гомзиков, в нашем городе сейчас зарегистрировано 7400 маломерных судов:

- Это лодки, парусные и парусно-моторные лодки, гидроциклы, суда на воздушной подушке и аэролодки. Впрочем, большую часть (около 7000) составляют обычные лодки - как с мотором, так и без. 3500 лодок - весельные. В свое время их нужно было регистрировать в обязательном порядке. Несколько лет назад это требование отменили, но люди почему-то не спешат снимать их с учета. Остальные - стандартные лодки с мотором выпуска 1970 - 1980-х годов.

Например, «Прогресс», «Казанка», «Амур», «Южанка», «Обь». Но появляются и новые лодки, так что устаревшие модели постепенно уходят в прошлое. Новые лодки более комфортны, надежны. Отмечу, что, несмотря на обновление, общее количество лодок остается стабильным уже много лет подряд. В год их регистрируется примерено около 200. Столько же и снимается с учета. Чаще всего приходят регистрировать лодки мужчины в возрасте около 40 лет.

Судовой билет
Предположим, что вы приобрели лодку и теперь хотите получить права. Что для этого нужно? Перво-наперво - зарегистрировать судно. Сделать это можно, заполнив заявление на портале "Госуслуги". При заполнении следует выбрать подразделение ГИМС. В нашем случае оно находится на улице Пионерской, 5.

Также нужно оплатить госпошлину:
  • регистрация судна - 1600 рублей,
  • выдача судового билета - 200 рублей.
    Кнопка оплаты появится в заявлении после его обработки. После перевода денег вы получите приглашение в ГИМС. При себе нужно иметь:
  • паспорт,
  • документы, подтверждающие приобретение судна и подвесного мотора, например договор купли-продажи, чек, счёт,
  • технические документы на лодку и мотор, сертификат соответствия.
Если с документами все в порядке, вам предложат в оговоренное время привезти судно на лодочную станцию «Вихрь», распложенную на берегу напротив военного университета. Если осмотр пройдет успешно, вам выдадут судовой билет. Добавим, что если лодка не зарегистрирована, но вы решите на ней покататься, то вас ждет административный штраф от 15 000 до 20 000 рублей.

2.jpg
Если лодка не зарегистрирована, но вы решите на ней покататься, то вас ждет административный штраф от 15 000 до 20 000 рублей. Фото: из группы "ГИМС Вологда" в соцсети "ВКонтакте"

Теория и практика
Управлять маломерными судами можно начиная с 18 лет. Однако прежде, чем получить права, следует пройти медкомиссию на годность к управлению. Она включает осмотр у терапевта, офтальмолога, психиатра и нарколога. Медсправка действительна в течение года.

Затем нужно обучиться в лицензированной образовательной организации. Их в городе несколько. Подготовительные курсы, включающие в себя теорию и практику, длятся от 1 до 3 месяцев. Общая стоимость обучения около 12 000 рублей за курс. Документ о прохождении обучения действителен в течение 10 лет.
После успешного окончания курсов можно подать заявление на сдачу экзамена на портале "Госуслуги". Госпошлина - 2000 рублей. Кнопка оплаты появится в заявлении после его обработки. В назначенный день на экзамене в ГИМС следует предоставить паспорт, два цветных матовых фото 3×4 см без уголка, справку о прохождении медкомиссии.

Как и в случае с автомашиной, экзамен состоит из двух частей - теоретический и практической. Пересдавать можно по два раза. Если не удалось, после двух пересдач нужно снова идти на курсы. Теоретический экзамен состоит из вопросов. Причем весьма любопытных. Например: "Как называется кормовая часть на маломерном судне, предназначенная для крепления подвесного мотора?" Кстати, ответ – транец.

Практический экзамен состоит, в частности, из следующих заданий:

  • отход судна от причала и подход к нему, выполнение швартовых операций;
  • изменение скорости, включая остановку и набор скорости;
  • удержание курса, выбор оптимального курса судна относительно волны, изменение курса, в том числе повороты на обратный курс и на 360 градусов;
  • распознавание и толкование навигационных знаков, выполнение соответствующих маневров.
Как сообщил нам Андрей Гомзиков, с первого раза теорию сдают примерно 50 % экзаменуемых, а практическую часть - примерно 90 %.

Правила безопасности. Все лодки при выходе на воду должны быть в обязательном порядке оснащены средствами безопасности.
  1. Спасательные жилеты – по одной штуке на каждого находящегося в лодке. В противном случае предусмотрен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 рублей, если судно подлежит регистрации, и от 500 до 1000 рублей, если регистрации не подлежит.
  2. Спасательный круг или кольцо с линем длиной не менее 15 метров.
  3. Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло).
  4. Якорь с якорь-тросом.
  5. Огнетушитель.
  6. Черпак или ручной насос.
  7. Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета.
Как сказал Андрей Гомзиков, на маломерных судах длиной до четырех метров спасательные жилеты должны быть надеты и застёгнуты по всем правилам во время всего плавания. Они должны быть обязательно нужного, правильного размера, чтобы в случае падения в воду помочь удержаться на поверхности до появления помощи.

Сколько стоят?
Новая приличная отечественная лодка, например «Волжанка», стоит около 900 000 рублей, а хороший мотор к ней – около 600 000 рублей. Подержанная старая советская лодка существенно дешевле. Например, «Прогресс» обойдется вам примерно в 200 000 рублей. Китайский мотор к ней стоит около 400 000 рублей. Ценники на японский, даже бэушный, мотор примерно на 50 процентов выше.

Клим Снегов