Моторная лодка, как и автомобиль, является не только средством передвижения, но и источником повышенной опасности. Поэтому, чтобы получить права на управление, нужно пройти обучение и сдать экзамен. Причем сделать это не так-то просто. Вы, например, знаете, как называется часть судна, на которую крепится подвесной мотор? А вот желающим получить удостоверение судоводителя это знать нужно.
В Череповце зарегистрировано примерно 3500 лодок с мотором. Большая часть из них - стандартные суда выпуска 70 - 80-х годов прошлого века. Фото: Татьяна Иваницкая![]()
Смерть на озере
Недавно против 49-летнего череповчанина было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека). Вечером 23 апреля он, передвигаясь на моторной лодке по озеру Новозеро в Белозерском округе, не справился с управлением. В результате лодка опрокинулась и все находящиеся в ней люди оказались в воде. Пассажиры были без спасательных жилетов. Один утонул. Его тело было обнаружено спустя несколько суток.
Этого трагического происшествия могло бы и не быть, если бы мужчина правильно управлял лодкой. Только на первый взгляд кажется, что водить ее просто и с этим справится любой человек, даже не обладающий нужными навыками. На самом же деле судовождение - целая наука. Притом надо постоянно следить, чтобы транспортное средство было в исправном состоянии и оснащено всем необходимым. Так что владение и управление лодкой сродни владению и управлению автомобилем. И поэтому лодки (не все, об этом чуть ниже) нужно регистрировать и получать права, чтобы иметь возможность управлять ими легально. Всеми этими вопросами ведает Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) МЧС России. В сущности, это аналог Госавтоинспекции, только на воде.
Весельные и моторные
Маломерными судами считаются все водные транспортные средства длиной до 20 метров и вместимостью не более 12 человек. Обязательной регистрации подлежат суда массой более 200 килограммов и с мощностью мотора более 10 лошадиных сил. И для управления этими судами нужно удостоверение судоводителя. Как рассказал нам руководитель череповецкого отделения Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Вологодской области Андрей Гомзиков, в нашем городе сейчас зарегистрировано 7400 маломерных судов:
- Это лодки, парусные и парусно-моторные лодки, гидроциклы, суда на воздушной подушке и аэролодки. Впрочем, большую часть (около 7000) составляют обычные лодки - как с мотором, так и без. 3500 лодок - весельные. В свое время их нужно было регистрировать в обязательном порядке. Несколько лет назад это требование отменили, но люди почему-то не спешат снимать их с учета. Остальные - стандартные лодки с мотором выпуска 1970 - 1980-х годов.
Например, «Прогресс», «Казанка», «Амур», «Южанка», «Обь». Но появляются и новые лодки, так что устаревшие модели постепенно уходят в прошлое. Новые лодки более комфортны, надежны. Отмечу, что, несмотря на обновление, общее количество лодок остается стабильным уже много лет подряд. В год их регистрируется примерено около 200. Столько же и снимается с учета. Чаще всего приходят регистрировать лодки мужчины в возрасте около 40 лет.
Судовой билет
Предположим, что вы приобрели лодку и теперь хотите получить права. Что для этого нужно? Перво-наперво - зарегистрировать судно. Сделать это можно, заполнив заявление на портале "Госуслуги". При заполнении следует выбрать подразделение ГИМС. В нашем случае оно находится на улице Пионерской, 5.
Также нужно оплатить госпошлину:
- регистрация судна - 1600 рублей,
- выдача судового билета - 200 рублей.
Кнопка оплаты появится в заявлении после его обработки. После перевода денег вы получите приглашение в ГИМС. При себе нужно иметь:
- паспорт,
- документы, подтверждающие приобретение судна и подвесного мотора, например договор купли-продажи, чек, счёт,
- технические документы на лодку и мотор, сертификат соответствия.
Если лодка не зарегистрирована, но вы решите на ней покататься, то вас ждет административный штраф от 15 000 до 20 000 рублей. Фото: из группы "ГИМС Вологда" в соцсети "ВКонтакте"![]()
Теория и практика
Управлять маломерными судами можно начиная с 18 лет. Однако прежде, чем получить права, следует пройти медкомиссию на годность к управлению. Она включает осмотр у терапевта, офтальмолога, психиатра и нарколога. Медсправка действительна в течение года.
Затем нужно обучиться в лицензированной образовательной организации. Их в городе несколько. Подготовительные курсы, включающие в себя теорию и практику, длятся от 1 до 3 месяцев. Общая стоимость обучения около 12 000 рублей за курс. Документ о прохождении обучения действителен в течение 10 лет.
После успешного окончания курсов можно подать заявление на сдачу экзамена на портале "Госуслуги". Госпошлина - 2000 рублей. Кнопка оплаты появится в заявлении после его обработки. В назначенный день на экзамене в ГИМС следует предоставить паспорт, два цветных матовых фото 3×4 см без уголка, справку о прохождении медкомиссии.
Как и в случае с автомашиной, экзамен состоит из двух частей - теоретический и практической. Пересдавать можно по два раза. Если не удалось, после двух пересдач нужно снова идти на курсы. Теоретический экзамен состоит из вопросов. Причем весьма любопытных. Например: "Как называется кормовая часть на маломерном судне, предназначенная для крепления подвесного мотора?" Кстати, ответ – транец.
Практический экзамен состоит, в частности, из следующих заданий:
- отход судна от причала и подход к нему, выполнение швартовых операций;
- изменение скорости, включая остановку и набор скорости;
- удержание курса, выбор оптимального курса судна относительно волны, изменение курса, в том числе повороты на обратный курс и на 360 градусов;
- распознавание и толкование навигационных знаков, выполнение соответствующих маневров.
Правила безопасности. Все лодки при выходе на воду должны быть в обязательном порядке оснащены средствами безопасности.
- Спасательные жилеты – по одной штуке на каждого находящегося в лодке. В противном случае предусмотрен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 рублей, если судно подлежит регистрации, и от 500 до 1000 рублей, если регистрации не подлежит.
- Спасательный круг или кольцо с линем длиной не менее 15 метров.
- Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло).
- Якорь с якорь-тросом.
- Огнетушитель.
- Черпак или ручной насос.
- Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета.
Сколько стоят?
Новая приличная отечественная лодка, например «Волжанка», стоит около 900 000 рублей, а хороший мотор к ней – около 600 000 рублей. Подержанная старая советская лодка существенно дешевле. Например, «Прогресс» обойдется вам примерно в 200 000 рублей. Китайский мотор к ней стоит около 400 000 рублей. Ценники на японский, даже бэушный, мотор примерно на 50 процентов выше.
Клим Снегов