Пациенты поликлиник все чаще стоят перед таким выбором: либо идти на прием в платный центр, либо "выбивать" медицинскую услугу по полису ОМС через страховую компанию. Что произошло с системой здравоохранения в нашем регионе? Фото: Татьяна Иваницкая![]()
«Расплакалась от обиды»
Череповчанка Юлия Маслова рассказала журналисту «Голоса…», как пыталась попасть на прием к лору.
«В субботу, 31 мая, мы с семьей были на даче. К вечеру я почувствовала, что левое ухо «заложило». Может быть, когда мылась в бане, вода попала и образовалась пробка, не знаю. Но ухо не слышало. Терпела два дня. В понедельник вечером после работы пошла в седьмую поликлинику по месту жительства. Объяснила свою проблему работнику регистратуры. Она ответила, что дежурного лора у них сейчас нет, что с узкими специалистами вообще проблема. Мне сказали, что попасть на прием к лору я могу через две недели. Других вариантов, например обратиться в другую поликлинику, предложено не было. Предложили идти сейчас на прием к дежурному врачу, но на мой вопрос, поможет ли мне этот доктор, ответили, что нет», - рассказывает Юлия.
Череповчанка пошла в платный центр на Октябрьском проспекте. Там предложили запись на следующий день по цене 1700 рублей за прием. Звонок в другой платный центр, и нашелся вариант за 1300 рублей, но тоже не в этот день.
- Я пошла на станцию скорой медицинской помощи, фельдшер сказала, что они ничем не могут мне помочь, поскольку у них даже инструментов для осмотра нет. Со скорой меня отправили в приемное отделение областной больницы на улице Данилова. Я поехала туда, - продолжает Юлия Маслова. – В приемном сразу обозначили, что если в ухе действительно пробка, то промывать врач не будет, но хотя бы в осмотре не отказали. Правда, на тот момент все врачи были на операции. Я подождала какое-то время и поехала домой. По пути зашла в аптеку, провизор посоветовала купить капли для промывки уха. Я на ночь закапала их.
Утром следующего дня, говорит Юлия, ухо стало лучше слышать, но дискомфорт сохранялся. И к вечеру вторника проблема вернулась.
- Коллеги посоветовали позвонить в страховую компанию (у меня обычный полис ОМС). Я набрала телефон горячей линии. Не для того, чтобы пожаловаться на поликлинику, а чтобы мне объяснили, как действовать в такой ситуации. Я плачу налоги, имею право на получение бесплатной медицинской помощи. Если в ухе действительно пробка, то промыть ее займет минут 10, но как попасть на прием к специалисту? Почему я должна терпеть? Даже расплакалась от обиды, - делится Юлия. – Словом, в страховой меня выслушали, записали все данные и обещали оперативно связаться со мной.
На следующий день череповчанка, посоветовавшись с коллегой, еще раз обратилась в регистратуру своей поликлиники.
- На работе мне сказали, что дежурный врач может дать "экстренные" талоны к лору в случае, когда медицинская помощь нужна оперативно. В итоге у кабинета дежурного врача никакой очереди не было, я попала сразу. Врач со мной общалась очень вежливо, внимательно меня выслушала и дала талон к лору на понедельник, 9 июня. Если бы мне сразу в регистратуре объяснили, что такой вариант развития событий возможен, мне не пришлось бы неделю терпеть! Я как пациент не могу знать, что входит в компетенцию дежурного врача, а что нет, - подытожила Юлия.
Четыре месяца впустую
Череповчанка Елена Снегирева записалась к стоматологу в стоматологическую поликлинику № 2 на улице Первомайской. Сделала это она еще в конце января через портал «К врачу». Обычно ждать приема приходится по три месяца и больше, но в этот раз девушка талона и вовсе не получила: программа «выбросила» ее из очереди. Записываться второй раз и снова ждать три месяца ей, естественно, не хотелось.
- Я позвонила в регистратуру, сказала, что у меня есть скриншоты как доказательство того, что я занимала очередь. Но их это не волновало. Мне сказали, что портал перестал работать, и посоветовали записаться через сайт «Госуслуги», талоны там появляются в 12 ночи. Я попыталась записаться через «Госуслуги», но талонов не было, - рассказала Елена.
Девушка решила последовать совету знакомых и позвонила в страховую компанию, объяснила ситуацию. В страховой пообещали разобраться с вопросом, и уже в течение двух дней ей дали талон, только в другую стоматологическую поликлинику - первую, на улице Бабушкина. Пришлось еще две недели подождать приема, но по сравнению с предыдущими месяцами ожидания это уже мелочи.
- Страховая сработала очень хорошо, никаких претензий у меня нет. Люди там работают ответственные, видно было, что хотели мне помочь. Большое им спасибо, - говорит Елена. – Раньше обращаться в страховую было последним шагом. Обычно все решали на местах, в поликлинике, с тобой напрямую. Я много лет записывалась в государственную стоматологию, но такого ужаса еще никогда не было.
Пишут в чате
О том, что записаться к врачу невозможно, череповчане и другие жители Вологодчины ежедневно пишут в региональном чате проекта «ЗдравКонтроль».
- «В 7-й поликлинике нет талонов к хирургу. Нужно снять послеоперационные швы», - пишет Людмила.
- «Как записаться к эндокринологу в 7-й поликлинике? Талоны выкладывают в определенные дни? Пока невозможно записаться через портал госуслуг», - пожаловалась Ирина.
- «Как записаться на прием в женскую консультацию на Ломоносова, 15? Не дозвониться, на "Госуслугах" талонов нет!» - возмущается Анастасия.
- «Как записаться к лор-врачу в 3-й детской поликлинике на Беляева? На "Госуслугах" нет записи. Регистратура отказывает», - пишет Мария.
«У дочки возникли проблемы по гинекологии, мы были в регистратуре женской консультации на Ломоносова. Талонов нет. Предложили в 12 ночи записаться через "Госуслуги". Но запись только на 25 июня. А вдруг что-то обострится? – написала череповчанка Анастасия. - Через "Госуслуги" записались на Победы, 169, на сегодня. Но на сайте «К врачу» приписка: «Резерв! Не записывать!» Почему тогда "Госуслуги" дали записаться? Как можно попасть на днях к гинекологу?»
На это сообщение руководство городского роддома ответило: «Медицинская помощь по неотложным состояниям оказывается без предварительной записи любым специалистом». История закончилась благополучно: пациентку приняли в женской консультации на проспекте Луначарского.
Записи нет
Проверить, как обстоят дела с записью на прием, решили и мы. Сначала зашли на региональный медицинский портал «К врачу». В разделе «Записаться к врачу» перед нами предстал список специалистов.
Выбрали акушера-гинеколога, после этого появился список медучреждений. Попробовали записаться в женскую консультацию № 1 на проспекте Луначарского, 38. Система выдала четырех специалистов, но около каждого имени горела красная надпись: «Нет свободного времени для записи на прием». Попробовали записаться в женскую консультацию № 2 на улице Юбилейной, 50, - высветилось два врача и такая же красная надпись. Невозможно записаться и в женские консультации на Ломоносова, 15, Ленинградской, 16, отделение первичной специализированной помощи на Милютина, 6, в поликлинику ЧГБ на Парковой, 32, консультативную поликлинику ВОКБ № 2 на Данилова, 15. Запись ко всем специалистам недоступна до 26 июня (наш эксперимент проводился 11 июня).
Не получилось записаться и к участковому терапевту в отделении поликлиники № 2 на улице Гоголя, 33а, потому что он на больничном до 26 июня. Для записи к хирургу в поликлинике № 2 система выдала трех врачей, и тоже все оказались недоступны (один из них был на больничном, другой уходит в отпуск с 23-го числа). С записью к отоларингологу в поликлинике № 2 ситуация была чуть лучше: система выдала двух врачей, у которых свободные окошечки 17 и 18 июня.
При записи на портале госуслуг результат получился немного веселее. Мы зашли в раздел «Здоровье», «Запись к врачу», выбрали регион и специальность. Запись здесь, как и на медпортале, ведется на две недели вперед, система показала доступные варианты. Так, например, начиная с 23 июня были свободные окна у двух участковых терапевтов. Два отоларинголога в поликлинике № 2 доступны 17 и 18 июня. А вот к акушеру-гинекологу на ближайшие две недели записи нет.
Марина Чадова, Марина Алексеева