16+

Известный путешественник рассказал череповчанам о приключениях и мечте

2 июля



30 июня Череповец стал центром притяжения для любителей путешествий и истории. В кинотеатре «Рояль-Вио» прошла уникальная встреча с Евгением Шкарубой — капитаном яхты «Джульетта» и руководителем верфи Товарищества поморского судостроения, совершившим кругосветное плавание и возродившим память о легендарном Мангазейском морском ходе. Мероприятие, организованное при поддержке фонда «Доброта Севера» и компании «Северсталь», собрало более 100 зрителей, включая студентов, историков и энтузиастов морских приключений.
Евгений Шкаруба – российский яхтсмен, путешественник, судостроитель и организатор морских проектов, известный своей работой по возрождению традиций поморского судостроения, основал верфь в Архангельске, организует учебные плавания и обучает яхтингу, развивает морскую школу на Белом море. Написал книгу про кругосветное путешествие.

От Арктики до Череповца: история в кадре  
мангазейский морской ход путь по рекам.jpg
Евгений Шкаруба представил череповчанам новый документальный фильм «Мангазейский морской ход», посвящённый экспедиции на поморском карбасе «Матера» по маршруту первопроходцев XVI–XVII веков. Лента раскрывает детали опасного пути из Архангельска в Сибирь через Белое, Баренцево и Карское моря — дороги, которую поморы называли «златокипящей» из-за торговли пушниной.
В июне 2024 года из Архангельска стартовала экспедиция «Мангазейский морской ход». Команда исследователей, учёных и художников на деревянном карбасе, построенном без гвоздей, отправилась в путь, длиной 3 тысячи километров через Белое, Баренцево и Карское моря и Канинский и Ямальский волок. Карбас «Матера» служил плавучим лекторием, где участники рассказывали о поморах-первопроходцах, освоении Сибири, деревянном судостроении и мореходстве.
Фильм «Мангазейский морской ход» показал красоту Русского Севера и историю освоения Сибири поморами. Мангазея, основанная в 1601 году, была первым русским городом за Полярным кругом и важным торговым пунктом, но просуществовала всего 77 лет из-за пожаров и изменений. Торговый путь до Сибири получил название «Мангазейский морской ход» и стал важной страницей в истории страны.

На деревянном карбасе – морем до древнего города Мангазеи
Закованы во льды (фото Вячеслав Мизин).jpg
В фильме представлены все сложности, которые испытали путешественники во время морской экспедиции. На пути им встретились не только дикие звери — медведи и олени, но и непреодолимые препятствия в виде льдов, которые сковали карбас на недели. Провизия и вода заканчивались, льды не отпускали. В этот момент люди действительно испытали отчаяние и страх. Лишь сила духа и сила команды помогли преодолеть трудности и завершить это сложное путешествие.  Среди сложностей было и влияние моря: приливы, которые выбрасывали судно на мель, а отливы не забирали его обратно в воду. Для того ,чтобы продолжить экспедицию – приходилось вручную физически волоком тащить тяжёлый карбас  до воды. Бороться приходилось и с ветрами: попутный ветер в помощь, встречный – мешал ходу движения, сбивал с пути.
– «Это не просто кино, а живой диалог с прошлым. Мы повторили технологию строительства судна без гвоздей и прошли те же шторма, что и наши предки, — подчеркнул Шкаруба во время выступления. – Современные лодки не всегда удобны для прохождения по сложному морю, где качает, льды и нет портов. Поэтому мы выбрали для строительства деревянной  лодки город Архангельск – родину морской культуры всей России»
От вопросов до автографов  
встреча со зрителями прошла в Рояль-Вио ( фото Е. Кондеев).jpg
Гостям встречи с известным путешественником повезло не только увидеть уникальный фильм, но и обсудить маршрут «Матеры» на 2025 год: карбас, находящийся сейчас в Череповце, отправится через Соловки в Архангельск. Среди зрителей было много увлечённых ребят, мечтающих о своём морском путешествии. Ребята получили ответ на свой главный вопрос: «С какого возраста возьмут в поход?». Оказалось, что идут в любом возрасте, сейчас в команде есть 5-летние мальчишки. Все желающие получили автограф на открытках путешественника. А один из гостей встречи подарил свою картину, на которой изображёна яхта.

Связь времён: почему это важно  
автограф-сессия в Череповце (фото Е. Кондеев).jpg
Проект Евгения Шкарубы — не только дань истории, но и напоминание о роли Русского Севера в освоении Сибири. Сам путешественник называет свою работу «пересечением детской мечты и самореализации» и стремится популяризировать русскую морскую культуру. Семья поддерживает проекты, включая воспитание детей в морских традициях. 
Евгений Шкаруба поблагодарил череповчан и всех организаторов мероприятия  за встречу: «Большое спасибо всем жителям и тёплой поддержке из зала».
В планах у путешественника на 2025 год – завершение экспедиции на карбасе по маршруту Рыбинск- Череповец – Архангельск, продолжение строительство поморской шхуны в Архангельске, новые проекты.
   «При поддержке «Северстали» мы активно работаем над тем, чтобы Череповец стал благоустроенным и зеленым, чтобы в городе хотелось бы жить. Но без творческой составляющей, без идей самих жителей, эту цель сложно достичь. Поэтому мы стараемся «зажечь сердца людей», в том числе, проводя встречи с такими интересными людьми, как, например, с путешественником и мореплавателем Евгением Шкарубой», - поделилась эмоциями от события Елена Тополева-Солдунова, генеральный директор Фонда «Доброта Севера».
Эта встреча напомнила череповчанам о роли Русского Севера в освоении Сибири и о важности морского хода, не забывая о том, что город Череповец - «порт пяти морей».


Фото и видео: группа Вконтакте Мангазейский морской ход, Вячеслав Мизин, Даниил Шкаруба, Егор Кондеев



Читайте также