30 июня Череповец стал центром притяжения для любителей путешествий и истории. В кинотеатре «Рояль-Вио» прошла уникальная встреча с Евгением Шкарубой — капитаном яхты «Джульетта» и руководителем верфи Товарищества поморского судостроения, совершившим кругосветное плавание и возродившим память о легендарном Мангазейском морском ходе. Мероприятие, организованное при поддержке фонда «Доброта Севера» и компании «Северсталь», собрало более 100 зрителей, включая студентов, историков и энтузиастов морских приключений.
Евгений Шкаруба – российский яхтсмен, путешественник, судостроитель и организатор морских проектов, известный своей работой по возрождению традиций поморского судостроения, основал верфь в Архангельске, организует учебные плавания и обучает яхтингу, развивает морскую школу на Белом море. Написал книгу про кругосветное путешествие.
От Арктики до Череповца: история в кадре

Евгений Шкаруба представил череповчанам новый документальный фильм «Мангазейский морской ход», посвящённый экспедиции на поморском карбасе «Матера» по маршруту первопроходцев XVI–XVII веков. Лента раскрывает детали опасного пути из Архангельска в Сибирь через Белое, Баренцево и Карское моря — дороги, которую поморы называли «златокипящей» из-за торговли пушниной.
В июне 2024 года из Архангельска стартовала экспедиция «Мангазейский морской ход». Команда исследователей, учёных и художников на деревянном карбасе, построенном без гвоздей, отправилась в путь, длиной 3 тысячи километров через Белое, Баренцево и Карское моря и Канинский и Ямальский волок. Карбас «Матера» служил плавучим лекторием, где участники рассказывали о поморах-первопроходцах, освоении Сибири, деревянном судостроении и мореходстве.
Фильм «Мангазейский морской ход» показал красоту Русского Севера и историю освоения Сибири поморами. Мангазея, основанная в 1601 году, была первым русским городом за Полярным кругом и важным торговым пунктом, но просуществовала всего 77 лет из-за пожаров и изменений. Торговый путь до Сибири получил название «Мангазейский морской ход» и стал важной страницей в истории страны.
На деревянном карбасе – морем до древнего города Мангазеи

В фильме представлены все сложности, которые испытали путешественники во время морской экспедиции. На пути им встретились не только дикие звери — медведи и олени, но и непреодолимые препятствия в виде льдов, которые сковали карбас на недели. Провизия и вода заканчивались, льды не отпускали. В этот момент люди действительно испытали отчаяние и страх. Лишь сила духа и сила команды помогли преодолеть трудности и завершить это сложное путешествие. Среди сложностей было и влияние моря: приливы, которые выбрасывали судно на мель, а отливы не забирали его обратно в воду. Для того ,чтобы продолжить экспедицию – приходилось вручную физически волоком тащить тяжёлый карбас до воды. Бороться приходилось и с ветрами: попутный ветер в помощь, встречный – мешал ходу движения, сбивал с пути.
Евгений Шкаруба – российский яхтсмен, путешественник, судостроитель и организатор морских проектов, известный своей работой по возрождению традиций поморского судостроения, основал верфь в Архангельске, организует учебные плавания и обучает яхтингу, развивает морскую школу на Белом море. Написал книгу про кругосветное путешествие.
От Арктики до Череповца: история в кадре

Евгений Шкаруба представил череповчанам новый документальный фильм «Мангазейский морской ход», посвящённый экспедиции на поморском карбасе «Матера» по маршруту первопроходцев XVI–XVII веков. Лента раскрывает детали опасного пути из Архангельска в Сибирь через Белое, Баренцево и Карское моря — дороги, которую поморы называли «златокипящей» из-за торговли пушниной.
В июне 2024 года из Архангельска стартовала экспедиция «Мангазейский морской ход». Команда исследователей, учёных и художников на деревянном карбасе, построенном без гвоздей, отправилась в путь, длиной 3 тысячи километров через Белое, Баренцево и Карское моря и Канинский и Ямальский волок. Карбас «Матера» служил плавучим лекторием, где участники рассказывали о поморах-первопроходцах, освоении Сибири, деревянном судостроении и мореходстве.
Фильм «Мангазейский морской ход» показал красоту Русского Севера и историю освоения Сибири поморами. Мангазея, основанная в 1601 году, была первым русским городом за Полярным кругом и важным торговым пунктом, но просуществовала всего 77 лет из-за пожаров и изменений. Торговый путь до Сибири получил название «Мангазейский морской ход» и стал важной страницей в истории страны.
На деревянном карбасе – морем до древнего города Мангазеи

В фильме представлены все сложности, которые испытали путешественники во время морской экспедиции. На пути им встретились не только дикие звери — медведи и олени, но и непреодолимые препятствия в виде льдов, которые сковали карбас на недели. Провизия и вода заканчивались, льды не отпускали. В этот момент люди действительно испытали отчаяние и страх. Лишь сила духа и сила команды помогли преодолеть трудности и завершить это сложное путешествие. Среди сложностей было и влияние моря: приливы, которые выбрасывали судно на мель, а отливы не забирали его обратно в воду. Для того ,чтобы продолжить экспедицию – приходилось вручную физически волоком тащить тяжёлый карбас до воды. Бороться приходилось и с ветрами: попутный ветер в помощь, встречный – мешал ходу движения, сбивал с пути.
– «Это не просто кино, а живой диалог с прошлым. Мы повторили технологию строительства судна без гвоздей и прошли те же шторма, что и наши предки, — подчеркнул Шкаруба во время выступления. – Современные лодки не всегда удобны для прохождения по сложному морю, где качает, льды и нет портов. Поэтому мы выбрали для строительства деревянной лодки город Архангельск – родину морской культуры всей России»
От вопросов до автографов

Гостям встречи с известным путешественником повезло не только увидеть уникальный фильм, но и обсудить маршрут «Матеры» на 2025 год: карбас, находящийся сейчас в Череповце, отправится через Соловки в Архангельск. Среди зрителей было много увлечённых ребят, мечтающих о своём морском путешествии. Ребята получили ответ на свой главный вопрос: «С какого возраста возьмут в поход?». Оказалось, что идут в любом возрасте, сейчас в команде есть 5-летние мальчишки. Все желающие получили автограф на открытках путешественника. А один из гостей встречи подарил свою картину, на которой изображёна яхта.
Связь времён: почему это важно

Проект Евгения Шкарубы — не только дань истории, но и напоминание о роли Русского Севера в освоении Сибири. Сам путешественник называет свою работу «пересечением детской мечты и самореализации» и стремится популяризировать русскую морскую культуру. Семья поддерживает проекты, включая воспитание детей в морских традициях.

Гостям встречи с известным путешественником повезло не только увидеть уникальный фильм, но и обсудить маршрут «Матеры» на 2025 год: карбас, находящийся сейчас в Череповце, отправится через Соловки в Архангельск. Среди зрителей было много увлечённых ребят, мечтающих о своём морском путешествии. Ребята получили ответ на свой главный вопрос: «С какого возраста возьмут в поход?». Оказалось, что идут в любом возрасте, сейчас в команде есть 5-летние мальчишки. Все желающие получили автограф на открытках путешественника. А один из гостей встречи подарил свою картину, на которой изображёна яхта.
Связь времён: почему это важно

Проект Евгения Шкарубы — не только дань истории, но и напоминание о роли Русского Севера в освоении Сибири. Сам путешественник называет свою работу «пересечением детской мечты и самореализации» и стремится популяризировать русскую морскую культуру. Семья поддерживает проекты, включая воспитание детей в морских традициях.
Евгений Шкаруба поблагодарил череповчан и всех организаторов мероприятия за встречу: «Большое спасибо всем жителям и тёплой поддержке из зала».
В планах у путешественника на 2025 год – завершение экспедиции на карбасе по маршруту Рыбинск- Череповец – Архангельск, продолжение строительство поморской шхуны в Архангельске, новые проекты.
Эта встреча напомнила череповчанам о роли Русского Севера в освоении Сибири и о важности морского хода, не забывая о том, что город Череповец - «порт пяти морей».«При поддержке «Северстали» мы активно работаем над тем, чтобы Череповец стал благоустроенным и зеленым, чтобы в городе хотелось бы жить. Но без творческой составляющей, без идей самих жителей, эту цель сложно достичь. Поэтому мы стараемся «зажечь сердца людей», в том числе, проводя встречи с такими интересными людьми, как, например, с путешественником и мореплавателем Евгением Шкарубой», - поделилась эмоциями от события Елена Тополева-Солдунова, генеральный директор Фонда «Доброта Севера».
Фото и видео: группа Вконтакте Мангазейский морской ход, Вячеслав Мизин, Даниил Шкаруба, Егор Кондеев