Если верить статистике, то жители Вологодчины стали меньше употреблять алкоголь. А если верить своим глазам, то в статистике можно усомниться...
Только наличные
Для начала проясним. Эту статью ни в коем случае не надо воспринимать как руководство к действию. Алкоголь это зло, разрушающее не только здоровье, но и вообще жизнь. Было бы действительно очень хорошо, если бы люди стали употреблять меньше спиртного. Однако в том и беда: насколько мы видим, те, кто раньше злоупотреблял, от дурной привычки не избавились, наоборот – многие стали пить больше и/или пить более крепкое спиртное, и зачастую качество этого спиртного опасно для здоровья.
В нашу редакцию обратилась череповчанка Александра Ивановна (имя изменено). Она рассказала, что у ее сына давно есть проблемы с алкоголем. Но если раньше «баловался» он в основном пивом, то сейчас, когда пиво по будням можно купить только два часа в день и в эти два часа не всегда есть возможность дойти до магазина, мужчина перешел на другой алкоголь. Если конкретнее, то они с друзьями повадились заходить в круглосуточную аптеку, где в любое время готовы продать – только за наличные и без чека - этиловый спирт. Конечно, на упаковке написано, что это для наружного применения, но кого остановит такая надпись, когда душа горит? Спирт разбавляют, иногда добавляют варенье или еще что-нибудь, и получается вполне себе алкогольный напиток, пусть и не самый безопасный. В итоге сын нашей читательницы стал пить более крепкий алкоголь, нежели раньше – грубо говоря, теперь спивается быстрее, уже ведет себя агрессивнее, чем раньше.
Я под видом обычного покупателя пришла в аптеку, о которой рассказала читательница. Спирта в большой упаковке на витрине не виднелось – на обозрение он не выставляется. До меня у кассы стоял мужчина вполне приличного вида, но производивший впечатление человека немного навеселе. И в пакете у него гремело что-то стеклянное. А снаружи стояли еще двое примерно таких же ребят. Когда мы с фармацевтом (или провизором?) остались наедине, я поинтересовалась:
- А у вас есть медицинский спирт?
- Семьсот пятьдесят рублей – литр, - нисколько не удивившись, ответила мне девушка по другую сторону прилавка.
У меня при себе не было нужной суммы наличными.
- Можно купить по карте?
- Нет, только наличные.
- Тогда я приду потом.
То есть, если б не отсутствие наличных, спирт бы мне продали без проблем. Было это, к слову, в шестом часу вечера, в будний день.
На следующее утро – около десяти часов – я вернулась в аптеку и приобрела литр спирта. Кстати, он в пластиковой бутылке, так что в пакете у «вчерашнего» молодого человека, видимо, гремело что-то другое. Ни о каком чеке речи не было – девушка за кассой ничего не пробивала. И вот я – гордая обладательница одного литра этанола.
Аптечное приобретение - этиловый спирт (95 %). По идее, только для наружного применения. Кстати, пластиковая тара – дополнительный фактор опасности. Крепкий алкоголь не рекомендуется хранить в пластике из-за химических процессов, которые происходят при взаимодействии этанола и компонентов пластика.
Перепрофилирование
Не столь давно правительство области гордо сообщило: уже 271 алкомаркет и 30 «наливаек» прекратили свою деятельность на Вологодчине. «На сегодняшний день 271 алкомаркет из 610, работавших на территории региона, закрылись. Держим на контроле ситуацию с «наливайками». Всего в Вологде и Череповце было 86 подобных объектов, из которых 30 уже закрылись. Работу продолжаем», – сказал губернатор Вологодской области Георгий Филимонов.
Далее дается следующая информация: «В качестве альтернативы правительство региона предлагает субъектам малого и среднего предпринимательства программу перепрофилирования «5-3-3». Так, через областной Фонд микрокредитования субъектам МСП выдается сумма до пяти миллионов рублей под 3 % годовых на три года, чтобы перепрофилировать алкомаркет в заведение общепита. Как сообщил Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов, на сегодняшний день выданы уже семь займов на общую сумму в 28,25 миллиона рублей на открытие новых точек общественного питания в Вологде, Кириллове, Липином Бору, Грязовце и Шексне. Еще пять заявок остаются в работе».
Иными словами, из 271 магазинов, которые давали рабочие места, и в большинстве из которых продавался не только алкоголь, но и «обычные» продукты, перепрофилировались (или собираются перепрофилироваться) только семь, да и то им для этого пришлось взять заем.
В барах
Я побывала в баре, открытом на месте так называемого алкомаркета; уж не знаю, входит ли он в число перепрофилировавшихся на учреждений. Здесь в любое время, пока бар работает, продают алкоголь (хотя лимонады и соки тоже есть), в ассортименте главным образом пиво и медовуха. Их можно купить на разлив – напиток нальют в пластиковую бутылку и отдадут тебе эту бутылку без крышки, вроде получается то же самое что в стакане, ты как бы не алкоголь на вынос купил, а воспользовался «услугой общественного питания в объектах общественного питания». Ну а блюдечко с чистыми бутылочными крышечками, которые можно свободно взять, стоит на стойке, конечно же, исключительно для красоты.
- Пиво в бутылках, - женщина-бармен кивает на холодильник, где стоит пиво в стеклянной таре, - пока продать не могу, извините.
На часах было около пяти вечера.
- А с 12 до 14 могли бы?
- Да.
- А чего-то покрепче у вас нет?
- Пока нет, но собираемся получать лицензию на более крепкий алкоголь.
В другом баре, кстати, работающем круглосуточно, все еще проще. Человек покупает, скажем, пиво в стеклянной бутылке. Бармен открывает бутылку и подает клиенту вместе с только что снятой крышкой. С вином и прочими алкогольными напитками та же история. При мне компания хорошо одетых и хорошо выглядящих молодых людей купила бутылку шампанского – бармен «выкорчевала» пробку, а покупательница потом эту же пробку по мере сил «закорчевала» обратно в бутылку.
Что касается цен, то мне сложно судить, поскольку ни в алкоголе, ни в его стоимости я не разбираюсь. Могу только сказать, что в обычных магазинах есть водка, коньяк, вино дешевле на 200 – 400 рублей, но есть и примерно за те же суммы, что в баре. Мужчина, стоявший в очереди передо мной, купил три бутылки разливного пива по 0,5 (не забыв прихватить три крышечки из стоявшего рядом блюдечка), и это обошлось ему в 405 рублей, получается, 0,5 л пива стоит 135 рублей. В одном из уцелевших алкомаркетов 0,5 л пива (в том числе если пересчитывать на этот объем пиво в таре по 0,45 л.) стоит 80 – 120 рублей.
Очередь в баре не иссякала, регулярно кто-нибудь примыкал. Знаете, даже осуждать никого не хочется – тут, по крайней мере, продают и покупают прошедшее полагающиеся проверки спиртное, а не опасную для здоровья бурду. Я сама, если что, ни в том ни в другом баре ничего так и не купила, просто задала несколько вопросов, прикидываясь раздумывающим клиентом.
Конечно, мы рассказали далеко не обо всех вариантах приобретения спиртного в «незаконное» время, но у нас и нет такой цели. Мы просто показываем, что закон 12 – 14 не подвигает людей меньше пить. Он либо побуждает закупаться впрок (что зачастую означает пить чаще, ведь теперь дома больше спиртного), либо делает приобретение алкоголя более дорогим, более неудобным и более опасным. Либо все разом.
Многие жители области теперь закупают алкоголь впрок, и зачастую это приводит к тому, что люди начинают пить больше прежнего, ведь противостоять искушению гораздо труднее, когда у тебя дома есть запас – не надо никуда идти, спиртное уже под рукой.
То ли 29, то ли 50…
В интервью РИА Новости губернатор Вологодской области рассказывал, что после введения ограничений по продаже спиртного смертность от заболеваний, вызванных потреблением алкоголя, снизилась на 50 %, а у себя на странице написал о 29 %. В прошлом месяце Георгий Филимонов объяснил сие несоответствие: «Отмечу, что за первый квартал смертность от заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, в регионе снизилась на 29 %. По данным федеральных институтов Минздрава — почти на 50 %». Правда, о каких именно институтах идет речь, неизвестно.
Елена Бжания
Фото: Татьяна Иваницкая