На Южном шоссе в Зашекснинском районе появилось место для посадки вертолета. Горожане со стажем помнят, что эта часть города исторически связана с авиацией: в годы войны отсюда взлетали «бить фрицев», а в мирное время возили пассажиров.
На Южном шоссе (вторая остановка от Архангельского моста в сторону Зашекснинского района) официально появилось место для взлета и посадки вертолета. В городских СМИ сообщалось, что строительство и назначение площадки подтвердили городские власти. Вопросы появились у горожан, когда в тех местах был замечен губернаторский вертолет.
Работы по сооружению площадки начались еще в середине мая. Корреспонденты «Речи» побывали на новом объекте. Небольшой квадрат, засыпанный гравием, от которого к шоссе ведет дорога из бетонных плит.
В двух шагах от вертолетной площадки — дорожное кольцо с советским истребителем Су-27 в центре. Его установили здесь около года назад как символ прошлых и настоящих побед отечественной авиации.
— Недалеко от Матурино в годы Великой Отечественной войны базировался 740-й истребительный авиаполк, — напомнил горожанам тогдашний мэр Череповца Вадим Германов. — Летчики защищали город от налетов вражеской авиации, сопровождали транспортные самолеты в осажденный Ленинград и препятствовали бомбардировкам железной дороги.
Также, по информации краеведов, пилоты отсюда доставляли в блокадный Ленинград продовольствие, а обратными рейсами вывозили раненых бойцов. Иногда приходилось взлетать на перехват немецких самолетов, добравшихся до наших краев. По данным на 1943 год, в Матурино базировались 13 самолетов: семь МиГ-3, один ЛаГГ-3 и пять британских «Харрикейнов».
Годом основания аэродрома в Матурино считается 1933-й, и почти сразу были налажены пассажирские перевозки. Кроме того, здесь базировалась санитарная авиация. До войны на Вологодчине кипела бурная авиационная жизнь, самолеты активно курсировали между городами области. «Речь» нашла листовку 1935 года, рассказывающую о работе матуринского аэропорта. Из него можно было улететь в Белозерск, Кириллов, Устюжну, Чарозеро, Вашки, Шолу и в другие населенные пункты.
Билет в одну сторону в Кириллов и Устюжну тогда обходился в 70 рублей, в Белозерск — 85, за каждый килограмм багажа (сверх 5 кг бесплатных) нужно было заплатить от рубля до рубля 20 копеек. Плюс страховой сбор — 2 рубля 50 копеек. Для сравнения — тракторист в середине 1930-х получал около 300 рублей, а квалифицированный рабочий — 500-600. Выходит, копеечным перелет не назовешь.
«Воздушные перевозки экономят время», — кричит историческая листовка. Но у современного человека это заявление может вызвать улыбку. Ведь перелет до Белозерска или Устюжны занимал в те годы от часа до часа 20 минут. Сейчас почти столько же занимает автомобильный переезд на такое расстояние.
Матуринский аэропорт возил пассажиров до начала 1980-х годов, когда был построен новый — рядом с деревней Ботово. Череповчанка Роза Виноградова вспоминает, как в 1970-е годы студенткой летала из Матурино в родную Устюжну.
— Сначала надо было на пароме через реку перебраться: моста-то не было, — вспоминает она. — Потом взобраться на крутую гору и пройти по деревне. Сама дорога в Устюжну занимала около часа, билет стоил три рубля. Почему не на автобусе? В те годы трудно было достать билет на автобус, а на самолет — посвободнее.
По словам череповчанки, в Матурино самолеты садились рядом с домами, чуть ли не в огородах. Облик череповецкого аэропорта 1970-х годов помогает представить фильм «Афоня» (12+), где в концовке главный герой пытается улететь в Череповец. Деревянная избушка, площадка со скошенной травой, маленькие шумные самолеты, пассажиры расположились прямо на земле, как на пикнике. Красота!
Сергей Виноградов