Андрей Васильевич вызвал мастера, чтобы починить стиральную машину. Первично запрошенная цена ремонта техники с 2900 выросла до 3500 рублей. С ней заказчик согласился. Окончательная же стоимость неожиданно вылилась в 7000 рублей.
Частая поломка
Тэн — это трубчатый электронагреватель в стиральной машине. И он довольно часто выходит из строя, выработав свой ресурс. Мы заглянули на популярные интернет-площадки и выяснили: его стоимость — от 600 до 3590 рублей. Каждый тэн имеет технические характеристики и маркировку. Мастер перед проведением диагностики и ремонта озвучил нашему герою, что замена тэна обойдется от 2900 рублей. Хозяин согласился, но в процессе работы была озвучена сумма 3500 рублей «в связи с трудоемкостью работ». Годится. Но по окончании работ мастер заявил, что все будет стоить уже 7000. В эту сумму входит стоимость тэна — 3500 рублей. В чем здесь подвох?
Ввел в заблуждение?
— В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» до заказчика должна быть своевременно доведена полная и достоверная информация в том числе о наименовании и стоимости запасных частей, — говорит «Речи» Павел Климшин, главный специалист-эксперт Череповецкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области.
В нашей ситуации Андрей Васильевич предполагал, что замена тэна — это стоимость и услуги, и товара, то есть все это заложено в сумме 3500 рублей.
Мастер же сказал о стоимости тэна уже после установки.
Покупатель выяснил, что тэн, за который он заплатил, стоит в несколько раз дешевле — около 900 рублей. Он обратился сначала по телефону к мастеру, но тот отказался возвращать деньги. Тогда Андрей Васильевич обратился в УМВД с просьбой проверить, есть ли здесь нарушение закона. Оно прописано в ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ — обман и обсчет потребителя. После проверки на мастера составили протокол, который был направлен в Череповецкий отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области. По результатам рассмотрения мастеру назначен административный штраф в размере 3000 рублей.
Андрей Васильевич подал судебный иск о взыскании части суммы, а именно 2700 рублей, и теперь ждет решения суда.
Как избежать ошибок
Давайте разбираться, какие ошибки были допущены. Павел Климшин рассказал как потребителю защититься от недобросовестного исполнителя работ.
Первое. Выяснить, в каком статусе к вам пришел мастер: он самозанятый, индивидуальный предприниматель, представитель юридического лица. Выяснить адрес регистрации, адрес электронной почты, номер телефона.
— Если работу выполняет физическое лицо без документов, подтверждающих право на ремонтные работы, доказать свою правоту в суде будет сложно, — говорит Павел Климшин. — И искать такого человека придется с помощью полиции.
Второе. Нужно просить выдать чек — документ, подтверждающий оплату услуги. Самозанятый сформирует его через специальное приложение, также возможно оформить расписку или сделать отметку об оплате в договоре.
Третье. Прежде чем подписывать договор об оказании услуг, прочтите его. В нем могут быть прописаны условия, которые позволят вам отказаться от услуги, если вы не согласны с ее качеством или ценой.
И в завершение. Сломалась стиральная машинка, в компьютере полетел блок питания, в ванной перестал работать смеситель… Типичная ситуация. И многие горожане сейчас ищут мастера на популярных площадках бесплатных объявлений. Там нередко вызываются оказать услугу самозанятые. Стоит помнить, что в этом статусе можно продать услугу, а не товар. В нашей же ситуации мастер купил тэн за одну цену, а продал ее клиенту в несколько раз дороже, то есть совершил нарушение.
А вот услуга может стоить столько, сколько назначит мастер — вам решать, устраивает вас такая цена или нет.
Татьяна Ковачева