Пятнадцать поэтов из многих городов России, от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону, стали финалистами четвертого конкурса «Время колокольчиков. Прямая речь» (0+). Вчера в Художественном музее жюри определило победителей творческого состязания.
Написать и исполнить
Члены жюри — трое москвичей плюс директор череповецкого Камерного театра Леонид Лавров — знали поэтов и их стихи еще до очного финала. Судьи познакомились с произведениями на бумаге, а также на видеозаписях, присланных авторами. Однако очное поэтическое состязание, по словам членов жюри, во многом изменило их мнение.
Победили те, кто не только смог написать хорошие стихи, но и сумел донести вложенные в них чувства до слушателя с авансцены Художественного музея, не стушеваться под взглядами коллег-конкурентов, семьи Александра Башлачева и других зрителей.
Первое место завоевал Дмитрий Михеенко из Краснодара, второй стала Алена Филоненко из Дмитрова, а третьим — Виктор Лукьянов из Коврова. Приз зрительских симпатий достался череповчанке Елизавете Барбышевой. А специальные призы жюри присудили Андрею Таюшеву из Вологды и москвичке Анне Хрусталевой.
«Башлачева обожаю, но понял не сразу»
Абсолютный победитель башлачевского конкурса Дмитрий Михеенко рассказал «Речи», что в Краснодар переехал восемь лет назад из Перми. С текстом и творчеством он связан не только для души, но и по работе — филолог, журналист, редактор.
— Стихи пишу давно, рифмую с детства, — отметил он. — Бывают активные стадии, когда хочется высказаться, какие-то события личные происходят. Стихи пишутся, когда человек наиболее открыт, когда сбрасывает с себя социальную личину семьянина, профессионала. У меня это часто бывает ночью, когда находишься в пограничном состоянии между сном и явью. Тогда получается что-то интересное и истинное.
О конкурсе краснодарский поэт узнал от приятеля, который отправил ссылку в интернете — «попробуй». «И я подумал, почему бы нет, — говорит Дмитрий. — Послал один из своих самых свежих стихов. Новые вещи всегда кажутся сильнее старых по технике и уровню искренности».
— Творчество Башлачева обожаю, но понравилось не сразу, — рассказал он. — Еще в подростковом возрасте мне принесли кассету — «послушай, СашБаш — это нечто». Я слушал и не мог понять, как это может нравиться. Гитара расстроена, поет непонятно что. А лет в 25 его поэзия меня просто прорубила и с тех пор не отпускает.
Интересно, а среди современных поэтов есть такие, которые «не отпускают» слушателей на протяжении десятилетий, или сейчас поэзия воспринимается обществом иначе?
— Я считаю, что поэзия — неотъемлемая потребность русского человека, — убежден Дмитрий. — Рифмовать, пользоваться какими-то образами для выражения себя, самореализации — эта потребность прослеживается на протяжении всей нашей истории, еще от скоморохов. Как сегодня обстоят дела? Сложно сказать. Современные веяния во многом формирует мода, поэзия становится китчевым явлением, особенно в столицах. Это может показаться пустым, но и здорово по-своему, а время рассудит.
Дмитрий Михеенко рассказал, что Череповец ему понравился. Он несколько часов бродил по городу куда глаза глядят и нашел все, за что любит хорошие города, — ухоженные улицы, красивые здания и живописную реку.
К слову, в любви Череповцу признались и другие участники конкурса, которые посетили город впервые. Сказали, что узнали новое и о Башлачеве. Например, поэт и издатель из Москвы Дана Курская, приглашенная в качестве члена жюри, рассказала, что давно не пишет стихи и уже подумала, что этот творческий поток для нее иссяк. Но, оказавшись на днях во дворе на улице Милютина, где вырос Александр Башлачев (в те годы ул. Энгельса), ощутила мощный поэтический прилив.
«Осознается истинный масштаб Башлачева»
Все четыре конкурса «Время колокольчиков. Прямая речь» стихи и выступления участников оценивает Сергей Шаулов, заведующий отделом «Дом-музей М.Ю. Лермонтова» Государственного музея истории российской литературы им. Даля в Москве. И кто, как не он, знает, как меняется башлачевский конкурс с годами.
— Он растет, — отметил Шаулов. — Растет количественно — с каждым годом становится больше участников, и географически — в этом году у нас гораздо шире география. И еще, на мой взгляд, конкурс растет в качестве. Становится все больше текстов, которые выглядят очень достойно на фоне отечественной поэзии, и на ее региональном фоне тоже. Почему участников становится больше? Конкурс становится более известен, с одной стороны. А с другой стороны, мне кажется, фигура Башлачева, которая стоит за этим конкурсом, постепенно осознается в ее истинном масштабе. Ведь с поэтами это не сразу происходит, процесс довольно долгий.
Сергей Шаулов рассказал, что у конкурса нет задачи искать поэтов, пишущих в манере и стилистике Александра Башлачева.
— Если вы посмотрите, кто выигрывал, вы увидите, что среди них нет людей, которых можно назвать прямыми стилистическими продолжателями поэзии Башлачева, — отметил он. — Тут речь скорее о другом. Чтобы автор был столь же искренен, столь же заряжен на прямое, предельно откровенное эмоциональное общение с аудиторией, способен уловить и выразить дух времени и его форму.
Башлачев в Москве
В этом году отмечается 65-летие Александра Башлачева. В Череповце к юбилею провели поэтический конкурс и рок-фестиваль. Не забыли о памятной дате и в Москве. В прошлую пятницу в Московском университете имени Александра Грибоедова прошла Третья Межрегиональная научная конференция (с международным участием) «Творчество Александра Башлачева в контексте отечественной и мировой культуры».
Участниками конференции стали исследователи из Москвы, Казани, Брянска, Троицка, Череповца, а также из Белоруссии, Китая и Италии. Они выступили с докладами по вопросам поэтики, музыки и биографии Александра Башлачева. В докладах разобраны стихи, мотивы в поэзии и отдельные детали творчества. Организаторами конференции стали Московский университет имени Александра Грибоедова и Череповецкое музейное объединение.
А в воскресенье в отделе «Дом-музей М.Ю. Лермонтова» Государственного музея истории российской литературы им. Даля в Москве открылась выставка «Александр Башлачев. Часовой всех времен» (6+), посвященная творчеству поэта. Экспонаты для уникальной выставки приехали в Москву из Череповца, их передала семья Александра Башлачева.
Сергей Виноградов