16+

Самокаты достали всех: опыт регионов

28 мая
Самокаты достали всех: опыт регионов
Первыми не выдержали в Челябинске. После резонансного ДТП с участием электросамокатчиков там заблокировали все сервисы проката средств индивидуальной мобильности. Но запрета хватило ненадолго. А есть ли в стране вообще способы бороться с нарушителями?

Недолговечный запрет
Широко разошлась новость о том, как 15 мая в Челябинске были заблокированы все сервисы проката электросамокатов. В СУ СК России по Челябинской области было даже возбуждено уголовное дело за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, совершенных группой лиц по предварительному сговору.

Следствие указывало на рост количества дорожных инцидентов с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), небезопасное состояние электросамокатов, невозможность определить возраст их арендаторов.

После того, как в Челябинске произошла резонансная авария, в которой 12-летний подросток сбил на тротуаре 64-летнего мужчину, сам глава СК РФ Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело. Следователи изъяли свыше 1,5 тысячи электросамокатов, а сервисы их аренды (ее еще называют кикшерингом) остановили работу.

Для России этот случай стал прецедентом, поэтому новость перепечатали СМИ практически всех регионов. Но почти незамеченным оказался факт, что челябинские электросамокаты вновь стали доступны уже 23 мая, а представители сервисов аренды заявили, что уголовное дело якобы было закрыто.

Журналисты в соседнем с Челябинском Магнитогорске пытались выяснить в своей мэрии, могут ли власти заставить сервисы проката играть по своим правилам, и выяснили: нет. Ибо «отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность компаний, предоставляющих услуги кикшеринга».

А вот юристы возражают: местные администрации действительно не могут ограничивать работу федеральных компаний, но за автомобильные дороги в городах и обеспечение безопасности на них как раз отвечают местные власти.

Такая двойственность лишний раз доказывает правовую неразбериху, возникшую в законодательстве с появлением на наших улицах средств индивидуальной мобильности.

Неравная борьба
По данным системы мониторинга «ПрессИндекс», с апреля 2024 года по апрель 2025-го в российских медиа появились свыше 53 тысяч публикаций о происшествиях с электросамокатами, на 36 % больше, чем годом ранее. На 37,5 % выросло число сообщений о происшествиях с электросамокатами, которыми управляли несовершеннолетние. Примерно половина горе-самокатчиков сбивали пешеходов, вторая половина сами попадали под колеса автомобилей.

На Вологодчине, по данным областного УМВД, в 2023 году было зафиксировано 21 нарушение, а в 2024 — уже 77. За два последних года произошло 31 ДТП с участием электросамокатов, в которых пострадали 15 человек.

Регионы, как могут, пытаются вести свою борьбу. Начиная со столичных городов, где СИМ захватили улицы быстрее всех, для арендной техники вводят идентификационные номера, ограничивают скорость и места парковок, устанавливают запретные зоны, вводят штрафы за езду вдвоем и невозможность регистрации для несовершеннолетних.

В Вологде для арендных самокатов скорость ограничена 15 км/ч, в Череповце — 20 км/ч, а на некоторых улицах — до 15 км/ч. В Череповце есть три территории, где движение на электросамокатах полностью запрещено (в областной столице таковых пока нет).

В Заксобрании Вологодской области проблема недавно рассматривалась. Депутаты намерены начать решать ее через введение номерных знаков, которое поможет определить человека, который управлял арендуемым самокатом. Но поможет ли?

Буквально вчера автор этих строк наблюдал за движением устрашающей кавалькады — сразу трех прокатных самокатов, на которых разместились по двое подростков, каждому из которых было от силы лет по тринадцать. Не работает система верификации пользователей по возрасту, когда дети арендуют самокат под взрослыми аккаунтами. Которые, между прочим, в большинстве случаев зарегистрированы на родителей. Это к слову о том, кому в случае беды первому предъявлять претензии.

Опасность в частном порядке
Ну а чтобы еще больше заострить проблему, отметим следующее.

Ограничения, введенные сервисами кикшеринга, такие как лимиты скорости, определенные зоны катания и строгая система штрафов, вызывают недовольство у многих людей. Эксперты полагают, что именно это становится основной причиной, по которой россияне все чаще отказываются от аренды электросамокатов в пользу приобретения собственных.

Налагаемые операторами ограничения приводят к тому, что сейчас намного проще купить электросамокат для личного пользования, чем брать его в аренду. Ведь передвижение личных самокатов сейчас никак не регулируется.

В Ассоциации операторов микромобильности сообщили «Известиям», что количество собственных СИМ растет именно в тех регионах, где власти серьезно взялись на кикшеринг. Доля частных СИМ сегодня около двух миллионов — вдвое выше, чем прокатных. И проблем с ними гораздо больше, тогда как методов воздействия на владельцев — гораздо меньше.

По логике вещей, теперь законодательное регулирование должно охватывать не только шеринговые самокаты, но и личные. Юридически это сделать сложнее, однако уже сегодня можно (и нужно) думать над такими вопросами, как обязательная регистрация СИМ в Госавтоинспекции и предельные лимиты скорости на всех без исключения подобных средствах передвижения. В противном случае уже через пару лет болезнь окажется слишком запущенной.

Ну а пока в центре Череповца хоть какой-то защитой от самокатчиков стала выщербленная тротуарная плитка. Например, на улице Ленина в районе Камерного театра и площади Милютина. «Уставшее» покрытие в новых условиях не кажется таким уж злом, ведь именно оно не позволяет самокатчикам чересчур разгоняться.

Андрей Савин

Читайте также