16+

«Я сразу понял: это символ»

14 сентября


35 лет назад газету «Коммунист» переименовали в «Речь», а фотокор ТАСС Сергей Метелица сделал знаменитый снимок. Снимал, как убирают буквы, а снял смену эпох. Фотограф, которому через год исполнился 80 лет, вспомнил, как это было.

Многие считают, что подловить эту сцену с буквами вам помогла репортерская удача, но несколько лет назад тогдашний главный редактор «Коммуниста» (и «Речи») Павел Крупеников вспоминал, что вы сами и придумали этот сюжет. Так и было?

— Некоторые детали стерлись из памяти, но, думаю, да, так и было. Снятие букв, вероятно, он организовывал, приглашал работников. Я, естественно, этого делать не мог. Помню, было утро. Я немного подождал, когда работники влезут на крышу и начнут работу. Они начали убирать с первых букв, и я, помнится, просил их поставить обратно первые три буквы — «КОМ», чтобы было понятно, какое слово здесь находилось. Иначе было бы не прочитать.

Вы тогда понимали особый смысл фотографии? Ведь она не про замену вывески, а о смене эпохи…

— Да, конечно, я понимал, что это символ, и не только для Череповца, но и для всего Союза. И ее особо отметили в ТАСС. По тому времени такой снимок был в диковинку, это было необычно, начиналась новая эпоха. Так мы тогда думали. Предполагаю, что в Москве даже были сомнения, выдавать такой снимок или нет. Этот снимок я считаю одним из знаковых для себя.

Помните, откуда вы снимали? Поднимались в дом напротив?

— Да нет, с земли снимал, с улицы. Использовал телевик (длиннофокусный объектив. — Авт.), он немного поджимает картинку, точнее, концентрирует. Я, конечно, сделал не один снимок, и где-то эта съемка у меня хранится, но нужно искать. Фотографий за столько лет скопилось очень много, и Череповца разных лет там немало. Событий в вашем городе было очень много.

Вот сделали вы классный снимок с буквами. Что было дальше?

— Отправил в Москву, в редакцию фотохроники ТАСС, она объединяла фотослужбы агентства всех 15 республик СССР. Пересылал с помощью передатчика. Я приезжал домой из командировки, проявлял фото, печатал снимок, накручивал его на специальный барабан. И передавал со своего аппарата, а в Москве принимали негатив и печатали. А потом присылали вырезки из газет, в которых фото публиковались. Также мне приходила ведомость, в которой я видел, какие съемки были приняты и как оценены. Сколько я получил за фото «Коммуниста», честно говоря, не помню.

Как часто вы приезжали в наш город?

— Постоянно, иногда раза три в месяц. И почти в каждую командировку я заходил в редакцию «Коммуниста». Вашу газету я читал постоянно, подпитывался информацией из нее. Где брал? Выписывал. Я выписывал городские и районные газеты всех областей, в которых был собкором. У меня было семь регионов — Вологодская, Архангельская, Костромская, Тульская, Калужская и другие. А штаб-квартира — корпункт — был в Ярославле. Я там жил тогда и до сих пор живу.

Череповец выделялся из других городов вашей «вотчины»?

— Конечно, потому я и любил сюда приезжать. В основном ездил на металлургический комбинат, все пуски и начала строительства объектов — стан «2000», домна «Северянка» и другие — я отснял. Также делал снимки по теме культуры — музей Верещагина и прочее.

Вы сейчас снимаете?

— Я 20 лет на пенсии, но продолжаю снимать. Вместе с женой мы издали несколько альбомов о монастырях, иконах, городах нашего края. У нас творческий союз: супруга пишет, я снимаю. Живу в деревне в 50 км от Ярославля, снимаю пейзажи и своих домашних животных — пса и кота.

Сергей Виноградов
Фото: Сергей Метелица
Читайте также