8 сентября 1990 года, 35 лет назад, вышел первый выпуск городской газеты под названием «Речь». Прежнее название «Коммунист» ушло в прошлое. На всю страну это событие прославилось благодаря снимку фотокорреспондента ИТАР-ТАСС Сергея Метелицы.
Он зафиксировал для истории, как с крыши городской типографии сбрасывают бук-вы «Коммунист». Интересно, что в сентябре 1990 года несколько выпусков газеты вышло под двойным названием «Коммунист» — «Речь».
О том, как «Коммунист» стал «Речью», несколько лет назад вспоминал тогдашний главный редактор газеты Павел Крупеников.
— КПСС заканчивала свое существование, а наша газета называлась «Коммунист», — рассказал он. — Но если нет компартии, такое название — анахронизм. Нужно менять. Сразу скажу, конкурс я не проводил. Рассматривалось несколько вариантов: «Дело», «Голос», «Слово», даже «Утро России». Был тогда орган городской власти — малый совет народных депутатов, как президиум или бюро. Туда меня и пригласили. Председателем был Евгений Андреевич Дунаев. Я предложил новое название — «Речь». И, на удивление, дискуссий не было. Вспоминали потом газету «Речь» партии кадетов, упрекали — но потом. Тогда название приняли.
По воспоминаниям Павла Павловича, идея сброса букв с крыши «на камеру» принадлежала фотокору Метелице.
— Нашли мужиков, они стали сбивать буквы, — вспоминал главред. — Эта фотография обошла потом многие издания — как символ эпохи. А в газете мы так сделали. Рассказали читателям о смене названия и стали размещать рядом оба логотипа: сначала слева «Коммунист» крупно — «Речь» мелко, потом одно уменьшали, второе увеличивали. Наконец осталась одна «Речь». Шел сентябрь 1990 года.
Времена были непростые. Казалось бы, о названиях ли думать, когда с бумагой напряженка (в ту пору единственный раз за многие годы газета вышла на двух полосах вместо четырех), поставщики закрываются, рушится система распространения. Но тема названия несколько недель не сходила с первых полос.
В первом выпуске под шапкой «Речи» газета опубликовала письмо читателя с ответом редакции. Горожанин интересовался, является ли главный редактор газеты членом горкома компартии, и если это так, то обещанные перемены, по его мнению, ограничатся только названием.
«Речь» — общественно-политическое издание, оно не будет принадлежать какой-либо партии, — ответил Павел Крупеников. — Газета не будет ходить под диктатом какой-либо одной идеологии, хотя читатели уже знают, что «Коммунист» последних лет самостоятельно в этом смысле раскрепостился».
О себе же главред заявил:
«Ни членом горкома КПСС, ни тем более членом бюро горкома я не являюсь… Билет члена КПСС мне не мешал и не мешает думать и говорить так, как подсказывает совесть, а делать то, что говорю».
Также читателей заверили, что в розницу газета под новым названием будет стоить 10 копеек, а по подписке каждый номер обойдется и вовсе в 4 копейки. Подписка на год обходилась горожанам в 9 рублей 80 копеек.
Бюро горкома КПСС критически восприняло изменение названия газеты «Коммунист» и объявило, что горком самостоятельно будет выпускать издание с освободившимся названием. Выход наметили дважды в неделю, цена — те же 10 копеек. Объявление об этом напечатали… в «Речи».
Сергей Виноградов