Группа художников из Санкт-Петербурга, Ярославля и Череповца посетила промплощадки Череповецкого металлургического комбината. Будущие полотна станут частью большой выставки в Государственном историческом музее (ГИМ) на Красной площади в Москве.
О том, что такая экспозиция готовится, было объявлено еще в декабре прошлого года. Сообщалось, что выставку «Металлургия — прошлое, настоящее, будущее» (0+), приуроченную к 70-летию Череповецкого металлургического комбината, планируется открыть в сентябре в Государственном историческом музее, расположенном на Красной площади.
На выставку отправятся более 100 живописных и графических произведений разных лет из коллекции Череповецкого музейного объединения. Казалось бы, если выставка художественная, почему ее примет главный исторический музей страны? В том-то и суть, что полотна представят широкий исторический срез работы металлургов в разные эпохи.
Во времена СССР Череповец стал одной из главных площадок индустриального пейзажа, здесь несколькими поколениями мастеров Академии художеств имени Репина создавались произведения, представляющие металлургическую промышленность.
В собрании ЧерМО картин металлургической тематики, написанных мэтрами советского искусства, столько, что хватило бы на несколько выставок. Но без новых работ не обойтись. В том числе чтобы показать, как трудятся современные металлурги. Они и сегодня стоят у горнов, но и у компьютеров сидят тоже.
Потому-то в творческий маршрут художников, посетивших комбинат в феврале, вошли прогрессивный участок оцинкованного листа и пульт управления доменной печи № 3. Теперь в московском выставочном зале окажутся и специалисты, управляющие процессами выплавки чугуна и прокатки.
На пленэр в составе группы приехал петербургский художник Вадим Каджаев, в нашем городе он бывал и раньше и к спецовке уже привык.
— Меня заинтересовал этот пленэр, — рассказывал он в интервью корреспонденту «Речи» во время первого посещения Череповецкого металлургического комбината полтора года назад. — Я знал, что здесь есть известный металлургический завод впечатляющих размеров, хотелось увидеть его вживую. Очень ждал, когда покажут горячие цеха. У меня раньше был подобный опыт в Татарстане, но на металлургическом производстве я впервые. Уверен, работы на производственную тему могут заинтересовать любителей живописи, потому что это совершенно другой мир. Ярославский мастер Антон Братыкин — известный пейзажист, но всегда готов попробовать что-то новое в творчестве.
— Было интересно еще раз побывать на предприятии, мы приезжали летом в составе участников Верещагинского пленэра, очень понравилось, — вспоминает он. — С радостью принял приглашение приехать еще раз. Для меня это экзотика, поскольку нельзя увидеть такое в повседневной жизни. Поражает масштаб, история, замкнутый цикл производства — от сырья до готового продукта. Все это нам рассказали в интересной форме. На «Северстали» очень открытые работники, которые сопровождали нас. Они с такой любовью говорят о предприятии, о печах — относятся к ним, как к людям. По словам художников, удалось собрать материал и придумать идеи для будущих работ.
— Надеюсь, что получится живопись именно современная, потому что музей уже располагает большой коллекцией советского искусства, — отметил Антон Братыкин.
Сергей Виноградов