16+

Творческий город для жителей и туристов

14 февраля



В России развивается внутренний туризм, города борются с оттоком населения, и Череповцу нужно ярко заявить о себе, чтобы привлечь и удержать людей. Помочь в этом должны проекты, которые сделают город еще более интересным местом для жизни и путешествий.

Город и его жители
Еще лет десять назад в России лишь около десятка регионов делали ставку в своем развитии на туристов. Теперь же их полсотни, и все они бьются за один рынок. Как на этом рынке выделиться?

Другой ключевой вызов для всех индустриальных городов — это отрицательная демография и отток молодежи. И тогда тем более надо делать город привлекательным для жизни.

Для решения этих задач в Череповце запустили еще одну фабрику — «Фабрику креативного туризма». Именно под таким названием проводится серия мастер-классов, направленных на развитие туризма, комфортной городской среды и возможностей для самореализации жителей. Организатором программы, созданной в рамках проекта комплексного развития Череповца, выступает Благотворительный фонд «Доброта Севера» при поддержке компании «Северсталь».

Участники изучают способы развития городского туризма и улучшения сервиса для жителей и гостей Череповца, обсуждают новые возможности промышленного туризма, принципы создания сувенирной продукции, тенденции в гастрономическом туризме и разработку интересных маршрутов.

— Очень важно при развитии городской среды вкладывать усилия не только в проекты в сфере благоустройства, — говорит руководитель проектов фонда «Доброта Севера» Ольга Лобурец. — За последние несколько лет благодаря Фонду и «Северстали» исторический центр города обрел новый облик, реконструирован парк «Серпантин», создан бульвар на улице Городецкой. Город — это в первую очередь его жители, и важно, чтобы они не просто были свидетелями изменений, а сами их создавали. Мы видим, что у череповчан есть большой запрос на участие в жизни города, на создание новых пространств, культурных и социальных инициатив. Наша задача — дать им возможности, поддержать идеи, помочь с ресурсами. Только так можно сделать развитие города по-настоящему устойчивым.

Хотя приглашенные эксперты охотно делятся опытом, главное слово должны сказать те, кому предстоит создавать и воплощать в жизнь свои проекты. Идеи обсуждают эксперты в музейной сфере, руководители креативных бизнесов, художники, владельцы ресторанов и кафе — те, кто хочет и может наполнить новым содержанием место, где они живут и работают.

В поисках изюминки
Как определить, чем Череповец отличается от других городов и зачем сюда ехать? Как «отстроить» себя от близлежащей Вологды, создав не менее привлекательные возможности для туристов?

Можно поставить во главу угла промышленный туризм, развитием которого активно занимается «Северсталь». А можно добавить к этому наши необъятные водные просторы, которых в областном центре как раз нет. Главное — наполнить отдых на воде активным содержанием, ведь просто созерцать гладь широкой реки можно и в других уголках страны.

Жаль, но не все туристы, да и местные жители, в курсе, что и где искать.

Вот в Екатеринбурге не надо выискивать достопримечательности. Красная линия, прочерченная на тротуаре, сама ведет тебя во все интересные места. Создание сценариев прогулок — еще одна задача для Череповца.

Многие полагают, что основной доход того или иного музея составляет плата за входной билет и экскурсии. Но, оказывается, при должном подходе до половины полученных средств приносит сувенирная продукция.

— Мы стремимся предлагать туристам и жителям не только магнитики и открытки, но и необычные подарки, которые запомнятся и будут ассоциироваться именно с Череповцом. И, конечно, нам всегда интересен опыт коллег и экспертов, — сказала «Речи» участник мероприятия — директор магазина «Сувенир из Череповца» Галина Котова. — Сегодня мы определили направления развития сувениров, постарались найти то, чем Череповец будет выделяться на фоне других городов.

«Есть за границей контора Кука…», — помните начало стихотворения Маршака про Мистера Твистера (0+)? Так вот, британский бизнесмен Томас Кук, как напомнила руководитель «Фабрики креативного туризма» Юлия Рыбакова, когда еще в середине XIX века первым изобрел организованный туризм и стал возить группы состоятельных путешественников по всему миру по заранее проложенным маршрутам, даже не предполагал, как изменится эта индустрия в XXI столетии. Сегодня турист совершенно другой.

— Этот хочет синего, этот — красного, а этот — соленого огурца, каждому подавай свое, — по-хорошему иронизирует эксперт. — И что бедному туроператору делать? Гиперперсонализация туризма — еще один важный вызов нашего времени.

Не случайно на первое место сегодня вышел туризм креативный. Он помогает не только развлекать человека, а давать ему новые навыки и компетенции. Город нужно наполнять интересными событиями, которых жаждет каждый путешественник. И даже тот, кто приезжает сюда в командировку, ведь их в любом индустриальном городе немало.

— При этом мы не должны забывать о городском туризме и о сервисе для горожан, — предупреждает Юлия Рыбакова. — Бессмысленно запускать проект, если он не работает на территорию. Да, приезжие учат нас быть привлекательными, правильно подавать свои ценности. Но часто гораздо более важна сложная система удержания молодежи, привлечения в город специалистов нужных профессий.

Возможность развиваться
Отдых — это не только «посидеть на травке», а множество других запросов: поддержание здоровья, восстановление сил, разных форм досуга, отдыха, культурной жизни. Словом, ключевой элемент развития человеческого капитала. И он должен быть умножен на позитивный образ будущего территории, чтобы молодежь могла связать с Череповцом свою жизнь.

Собравшиеся сошлись во мнении, что жителям Череповца нужно дать возможность воплощать свои творческие идеи, которые сыграют большую роль в повышении качества жизни и самореализации.

— Нам очень хочется, чтобы в городе было как можно больше карьерных треков и возможностей развития для людей всех возрастов, как и развития мира вокруг себя, — отметила Ольга Лобурец, — Важно, когда ты можешь вкладывать усилия не только в свою семью, карьеру, но и развивать творческий потенциал. Ведь у каждого человека такая потребность есть.

Добавим, что на втором этапе «Фабрики креативного туризма» проекты участников пройдут доработку в партнерстве с наставниками, после чего они могут получить поддержку в их реализации.

Андрей Савин

Читайте также