16+

Авторитет у школьников помог завоевать Макаренко

5 октября
Антон Пленкин окончил бакалавриат Санкт-Петербургского государственного университета. Выпускник исторического факультета вернулся в родной город, и сегодня он рассказывает о событиях двадцатого столетия ученикам 10-х и 11-х классов. «А ведь в детстве я мечтал стать стоматологом», - с улыбкой вспоминает Антон Александрович. К слову, школьный учитель и сам сдает экзамены: он учится в магистратуре Череповецкого госуниверситета по направлению «социология». В канун Дня учителя с молодым педагогом познакомился и пообщался журналист «Голоса Череповца».

4.jpg
Окончив Санкт-Петербургский государственный университет, Антон Пленкин вернулся в Череповец. Он преподает историю и обществознание старшеклассникам школы № 41. Фото: из личного архива Антона Пленкина

Антон Александрович, почему именно история? 
Эта дисциплина нравилась мне с детства, мальчишкой любил читать мифы и легенды Древней Греции, погружаться во все это, изучать, запоминать. Во-вторых, я всегда любил говорить – не просто пересказать параграф из учебника о том или ином историческом событии, а порассуждать, высказать свое мнение. Но я никогда не задумывался, что история может стать профессией, рассматривал это только как интересное хобби. Хотел стать стоматологом, пока однажды после уроков меня не оставила на разговор учительница истории школы № 21, где я учился, Ольга Сергеевна Седова. Она спросила, кем я хочу стать, и я честно поделился своей мечтой о стоматологии… (Смеется.) В общем, Ольга Сергеевна обстоятельно со мной побеседовала и, как говорится, направила на путь истинный.

Есть ли такой период в истории нашей страны, который вам наиболее интересен?
 Во время обучения на бакалавриате я изучал XIX век, эпоху Николая I, ампир, романтизм. Мне очень нравилось. Сейчас я веду уроки у ребят старших классов, на повестке дня XX век. Тоже очень интересное и непростое время. История в целом очень многогранна, сложно выделить какой-то конкретный любимый период.

Когда вы начали свою педагогическую деятельность, вам было 22 года. Как вы завоевывали авторитет у школьников?
Определенный опыт у меня уже был. Во время учебы в университете мы часто проводили мероприятия по истории с детьми. Но уроки в школе, конечно, это совершенно другое. А что касается авторитета… Знаете, непревзойденный педагог Антон Семенович Макаренко говорил в своей «Педагогической поэме», что единственный способ завоевать уважение учеников – это любить свой предмет. Если учитель с интересом рассказывает, то и ученик не останется безучастным.

Очень часто история воспринимается как скучная наука о датах и событиях. А лично мне как историку гораздо важнее обсуждать с ребятами не когда что-то произошло, но почему, как произошло и к каким последствиям привело. Я у детей спрашиваю: «Вы любите фильмы?» - «Любим». «Сериалы любите?» - «Любим». Ну так а чем история отличается? Глобально – это большой сериал, где есть сюжет, герои. И когда ребята понимают это, материал воспринимается легче.

Влияют ли на образовательный процесс современные технологии? Как учителю оставаться актуальным в век искусственного интеллекта?
Конечно, влияют. Раньше педагог мог задать написать эссе на ту или иную тему, ученик мог списать с источников в интернете. И это несложно было вычислить. А сейчас нейросеть выдаст уникальный текст и задача школьника - просто переписать его в свою тетрадь. Ведь неспроста все чаще идут дискуссии об отмене домашнего задания.

Перед учителями сегодня действительно стоит вызов: как работать с детьми? Лично я делаю акцент на классной форме проверки – ребята пишут проверочные, отвечают на вопросы устно. Есть система трех вопросов, задав которые ты можешь в кратчайшие сроки понять, что человек знает о предмете, какую оценку ему ставить. Еще один нюанс: многие современные школьники не любят устные диалоги. Есть те, кто может вызубрить материал из учебника. А мне, повторюсь, гораздо важнее, чтобы ученик не просто запомнил, а понял и сделал выводы.

Какие-то современные методики вы сами используете в работе?
Использую, но в целом мне ближе классический формат образования. 80 % времени – это выдача материала и его совместное закрепление и только 20 % - новые форматы. Придумываю интерактивы, реконструкции, иногда мы смотрим исторические фильмы. Не бывает такого, что все 40 минут урока только я говорю, а ребята слушают. Я стараюсь вовлекать их в обсуждение, прошу привести примеры, провести параллели, высказать свои суждения. Любую, даже самую скучную или сложную, тему можно подать интересно, тут все зависит от желания и компетенций учителя.

В условиях большого оттока молодежи из Череповца почему вы не остались в Санкт-Петербурге, а вернулись в родной город?
Когда я жил в Череповце, мне, как и многим моим сверстникам, казалось, что все у нас однообразно, скучно. Думаю, что это и юношеский максимализм, и сложившиеся стереотипы, мнения, которым подвержены подростки. Но не зря говорится, что все познается в сравнении. Когда я учился в Санкт-Петербурге и приезжал домой раз в один-два месяца, то видел, как город меняется, строятся новые объекты, появляются новые возможности. На мой взгляд, Череповец действительно похорошел и расцвел.

Параллельно с этим я оценил проблему больших городов. В столицы приезжает огромное количество ребят со всей России. Конкуренция просто невероятная – поступить, найти работу, построить карьеру. Бесспорно, в крупных городах много перспектив, но и в своем городе, я убедился на собственном опыте, есть возможности для самореализации. Поэтому не нужно искать призрачное счастье далеко. Череповец – прекрасный город, где есть все для жизни.

Ваша мама, Елена Осиповна Авдеева, была мэром города, а это подразумевает сверхплотный рабочий график. Хватало ли вам времени, проводимого с ней?
Мама очень жалела, что не успевала уделять нам много времени, – она сама не раз об этом говорила. С одной стороны, конечно, чувствовалось ее отсутствие, часто она возвращалась с работы домой после девяти-десяти часов вечера. Но при этом она проводила с нами любую свободную минуту. Обделенными ее вниманием, любовью мы точно не были.

С большой теплотой вспоминаю наши совместные поездки в деревню в Устюженском районе, где родители построили дом, такое родовое семейное гнездо. Сейчас я часто езжу туда, чтобы побыть в тишине, наедине с собой, своими мыслями, природой – зарядиться силой, новыми эмоциями и вернуться к работе.


Вы обсуждали с мамой выбор профессии?
Мама говорила, что мне нужно стать учителем, что это престижно, перспективно. А я перечил, спорил – вечный конфликт отцов и детей, все по классике…(Улыбается.) Даже когда я поступил на исторический факультет, сначала не думал связать свою судьбу именно с преподаванием. Это решение было принято, уже когда мамы не стало. Но я уверен, что именно те мысли, которые она вкладывала в мою голову, дали свои плоды. Мы с мамой часто и много разговаривали, не только как мать и сын, обсуждали совершенно разные вопросы, события.

Конечно, мне ее очень не хватает. Хочется поделиться с ней тем, что происходит в жизни, получить материнское наставление, совет, услышать ее оценку… Ее мнение было для меня очень важно.

Знаю, что в жизни Елены Осиповны особое место занимал Новолеушинский Иоанно-Предтеченский монастырь…
Да. Мама впервые привезла меня туда за несколько дней до моего отъезда на учебу в Санкт-Петербург. Она уже была прихожанкой храма, познакомила меня со всеми. Позже, как только позволяло время и появлялась такая возможность, я приезжал туда помогать – и с мамой, и без нее. Продолжаю бывать там и сейчас. Очень благодарен им за то, что они маму поддерживали, духовно наставляли. Для меня это место силы, где я чувствую дух мамы.

Марина Алексеева





Читайте также