Важно помнить, что ЕГЭ – событие хоть и важное, но не эпохальное.![]()
Фото: Анастасия Ташева
Существует множество суеверий и примет: что нужно делать и чего не делать для того, чтобы не «завалить» экзамен. Они передаются из поколения в поколение и в некоторых случаях даже работают – помогая излишне мнительным школьникам и студентам обуздать стресс, настроиться на позитив, придать себе уверенности. Но больше в таких случаях помогают советы специалиста. О том, как психологически и физически подготовиться к экзаменам, мы попросили рассказать профессора кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Андрея Грецова.
Андрей Геннадьевич, возможно ли такое вообще: пережить экзамены без стресса?
Экзамены, а особенно госэкзамены, которые действительно влияют на судьбу человека, в любом случае будут связаны со стрессом. Не нужно стремиться к тому, чтобы стресса не было вообще, а царили только спокойствие и равнодушие. Ведь если человек равнодушно подойдет к экзаменам, то не сможет мобилизоваться и не покажет те результаты, на которые способен. И в этом плане умеренный стресс действительно способствует тому, чтобы человек показал более высокий результат. Но есть другая сторона этой ситуации: если стресс становится чрезмерным, человек может просто растеряться и не выдать того, на что способен в более спокойных условиях. В этом плане ситуация стресса делает сильнее того, кто хорошо подготовлен к экзамену. Если мы какую-то задачу умеем решать хорошо, это доведено у нас до автоматизма и мы порепетировали заранее в намеренно усложненных условиях и с отвлекающими факторами (например, громко включали музыку), то мы концентрируемся и решаем, несмотря ни на что. Даже если мы будем переживать и нервничать, нас это уже не выбьет из колеи. А вот если деятельность освоена не очень хорошо, все получается наоборот: ситуация стресса делает слабых слабее. И если какая-то задача сложновата для ученика, действительно есть большой риск, что в наиболее ответственный момент он растеряется и не покажет то, на что был способен в более спокойной обстановке. Если говорить о психологической подготовке к экзаменам, то надо понимать, что она вторична. Если мы какую-то задачу по математике не умеем решать, мы можем давать себе любые установки, использовать любые техники, аутотренинг или еще какую-нибудь саморегуляцию, но от этого решать задачу не научимся. Психологическая подготовка нужна не для того, чтобы результаты повысить, – это делает предметная подготовка, а для того, чтобы в нужный момент их не понизить.
Андрей Грецов, профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ:![]()
- Ни в коем случае не надо перед экзаменом экономить время на сне. За это время все равно ничего не выучить, только запутаетесь, будете переживать и покажете результат хуже, чем могли бы. В последний день где-то после обеда я бы рекомендовал полностью прекратить подготовку и больше к ней не возвращаться - прогуляться и лечь спать вовремя.
То есть на первом месте стоит качественная длительная предметная подготовка?
Позиция, когда насчет ЕГЭ начинают чуть не с 6 - 7-го класса нагнетать атмосферу, не очень конструктивна. Например, ученику, принесшему не очень хорошую отметку, говорят, что через пять лет он не сдаст экзамен, из-за чего не состоится в профессии, в жизни и так далее. Зачем это? Во-первых, отметка, которую ребенок принес в 6-м классе, не так уж связана с результатом на экзаменах через несколько лет. А во-вторых, сам по себе ЕГЭ - событие важное, но ведь не такое, что все в жизни радикально может поменять. Максимум, что может грозить, – пересдача через определенное время. Или выбор какого-то другого альтернативного пути в профессию: скажем, не сразу через высшее образование, а через предварительное получение среднего профессионального. Но это все решаемо в любом случае. Если вы очень переживаете и крутите в голове навязчивые мысли о том, что ничего не получится, есть рекомендация: попробуйте не гнать эту мысль от себя, а додумать ее до конца. Представьте в деталях, что самое худшее в этой ситуации может произойти, и доведите ее до абсурда. В какой-то момент вам уже будет не страшно, а смешно, и вы поймете, что жизнь-то все равно продолжается.
Какие симптомы указывают на то, что ребенок переживает стресс?
В первую очередь это навязчивые мысли, как правило, с акцентом на неблагоприятный исход - даже если, казалось бы, нет оснований. Потом – эмоциональные реакции, безотчетная тревога, которая может прорываться по самым разным поводам, в том числе и чисто бытовым. На телесном уровне бывают такие проявления, как расстройство пищеварения, сердцебиение, дрожание рук, сложности с концентрацией внимания и с тем, чтобы приступить к той деятельности, которая вызывает напряжение - вдруг находится огромное количество «совершенно неотложных» бытовых дел. И человек откладывает до последнего. Но за последний вечер, и тем более ночь, вы не уложите в своем сознании тот массив информации, на который отводится несколько лет. В этом плане я рекомендую последние два - три дня перед экзаменом не повышать интенсивность, а наоборот – снизить. Постараться вести более спокойный образ жизни, не забывать гулять.
Распространено мнение, что без репетитора в подготовке к экзаменам не обойтись. Это так?
На самом деле, если мы претендуем на балл, близкий к максимальному, то действительно просто школьной программы может быть недостаточно, нужны дополнительные занятия. Тем не менее я не думаю, что надо драматизировать и что без дорогих репетиторов добиться успеха невозможно. В условиях современного свободного доступа к информации можно найти огромное количество справочных материалов, различных тренировочных заданий, очень хороших видеоуроков по всем предметам. В этом плане все доступно и совершенно бесплатно. Тут вопрос в мотивации и организации. Когда я с подростками обсуждаю эту тему, спрашиваю: «Сколько времени вы проводите во взаимодействии с вашим смартфоном?» Средний ответ – три часа. Дальше я говорю: «Попробуйте оставить на это полтора часа, а оставшиеся полтора часа распорядитесь смартфоном, который у вас всегда в кармане, как учебным инструментом. И если хотя бы полгода вы в таком режиме проживете - я уверен, что эти переживания и сетования о том, что без репетитора невозможно сдать экзамены на высокий балл, для вас во многом утратят свою актуальность».
Елена Соколова