16+

Кому выгоден закон "12-14"?

вчера
По замыслу властей, антиалкогольные ограничения, введенные 1 марта 2025 года законом "12 - 14", должны были затруднить доступ населения к алкоголю и сделать жизнь безопаснее. Действительно, магазинов, торгующих спиртным, стало меньше, однако в городе резко увеличилось количество "наливаек". Это и неудивительно: чистый доход с одного такого заведения может достигать 600 000 рублей в месяц.

пиво 2.jpg
Чтобы открыть "наливайку", ориентировочно требуется от 500 тысяч рублей для небольшой точки и до 3 миллионов для полноценного бара. Бар поменьше может обойтись примерно в полтора миллиона. Фото: Татьяна Иваницкая

Пиво вместо книг
 "Наливайки" в нашем городе появляются буквально как грибы после дождя. Буквально недавно закрылся магазин «Атлас» на улице Гоголя, где многие годы торговали канцелярскими, школьными принадлежностями, книгами и товарами для рукоделия. Вместо него открылся маркет-бар. Вот что пишет про него один из горожан:

- Режим работы - с 7.00 до 00.00! Как этот «бар» мог открыться? Столиков там нет, время продажи запечатанного пива практически не ограничено. Для чего были закрыты нормальные магазины «у дома», чтобы открывались вот такие «бары», торгующие одним алкоголем по спекулятивной цене? Это называется «борьба с алкоголизмом»?

В конце лета вместо кулинарии на улице Ленина также открылся бар. Местные жители тоже недовольны. По словам одной из горожанок, в результате на ближайших территориях стало гораздо больше пьяных. Новые точки открылись на улицах Горького, Металлургов, в Заречье. Можно сказать, что наступление "наливаек" идет во всех районах города. Причем многие из них работают с 8 - 9 часов утра до 23.00.

Было 20, стало 37
В том, что "наливаек" в городе становится все больше, нет ничего удивительного. Как рассказал нам один из череповецких бизнесменов, до недавнего времени владевший таким заведением, с начала марта к середине октября количество "наливаек" увеличилось с 20 до 37:

 - Такой рост объясняется очень просто. С 1 марта время, отведенное магазинам для торговли спиртным, резко сократилось. Естественно, люди пошли в пивные точки, их выручки одномоментно выросли раз в пять.

Потом стало меньше магазинов двух федеральных сетей, часть магазинов одной из местных сетей прекратили продавать алкоголь. Выручки "наливаек" увеличились еще больше. В результате предприниматели заинтересовались этим бизнесом. Точки открывают люди, которые раньше работали в сфере пивных заведений, так что для них это возвращение обратно. Они в этом бизнесе понимают. Каких-то новых людей практически нет, раз-два и обчелся. Дело в том, что на самом деле пивные заведения - очень сложный вид бизнеса. В нем много тонкостей, в которых надо разбираться. Причем не только в плане продукции, но и в плане действующего законодательства, к тому же надо постоянно следить за его изменениями. В противном случае не оберешься проблем, так что в этот бизнес новые люди боятся заходить, так как их пугают возможные негативные последствия. Хотя на самом деле ничего страшного им не грозит, если знать, как вести дела.

Открыть "наливайку" довольно просто, если есть деньги. Как рассказал наш собеседник, основные вложения – закупка пивной продукции, оборудования для розлива, сопутствующих товаров и так далее:

- Ориентировочно требуется от пятисот тысяч рублей для небольшой точки и до трех миллионов для полноценного бара. Бар поменьше может обойтись примерно в полтора миллиона. Сколько стоит аренда? Если помещение площадью от 80 квадратных метров - средняя стоимость квадратного метра около 1000 рублей. В центре, естественно, дороже. Если пять - десять "квадратов" – 5000 рублей за квадратный метр. В теории заведений с такой площадью быть не должно, так как минимальная площадь "наливайки" должна быть не менее 80 квадратных метров. Но они существуют. Как? Например, объединяются в субаренду несколько помещений. По документам получается больше 80, а торговля, по сути, ведется только на пяти - десяти. Причем такие примеры не единичны. Весной, когда большие сетевики закрыли часть магазинов, можно было снять помещения в очень хороших местах. Сейчас практически все эти места позанимали пункты выдачи заказов, аптеки и, конечно же, "наливайки".

пиво.jpg

Выгодный бизнес
Когда "наливайка" начнет окупаться? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Все зависит от геопозции и многих других факторов. Но средний срок окупаемости составляет примерно четыре-пять месяцев. На разливное пиво накрутка примерно 40 процентов. Из этого нужно вычесть налоги, эквайринг, аренду, зарплату и так далее. Остается чистыми 20 процентов. Литр пива стоит 100 рублей. Тонна пива уходит за день запросто, если заведение в хорошем месте, раскручено. То есть чистая прибыль 20 000 рублей. Это 600 000 в месяц. Как видите, вести бизнес есть смысл. Впрочем, в связи с ростом числа "наливаек" прибыль стала поменьше, так как клиентам есть из чего выбрать.

Добавим, что основной упор в "наливайках" делается именно на разливное пиво. Конечно, продается и бутылочное. Но торговать им бизнесменам не особо интересно, так как много мороки с разными контролирующими органами, маркировкой и так далее.

Тем более что бутылочное пиво можно заказать в любое время дня на некоторых маркетплейсах. За пять-шесть часов привезут ящик или сколько вам надо.

Несмотря на прибыльность бизнеса, наш собеседник закрыл свое заведение:

 - Начались проверки от всех возможных ведомств чуть не каждый день, и я перепрофилировался. Надоела мне эта головная боль. У меня есть другие сферы бизнес-интересов.

Что дальше?
Нельзя однозначно сказать, что количество "наливаек" продолжит расти. Все зависит от того, что будет дальше. Если представить, что ситуация станет развиваться исходя из тех перспектив, что есть сейчас, то пивных станет еще больше. Недавно губернатор Вологодской области Георгий Филимонов анонсировал ряд новых антиалкогольных ограничений, которые планируется ввести с 1 марта следующего года:

- Они будут касаться многоквартирных домов. Под запретом будет продажа спиртного там, где площадь торгового зала менее 200 кв. м, размещение алкоголя в прикассовой зоне, реализация спиртного в торговых точках и объектах общепита на цокольных этажах. Законопроект разработан и проходит согласование.
При таком раскладе количество "наливаек", возможно, вырастет. Впрочем, в какой-то момент наступит насыщение рынка, так как клиентов больше не становится и они "размываются" по заведениям. Как только прибыль в этом бизнесе станет минимальной, наступит определенная стабильность. Если власти начнут бороться с "наливайками" (а часть из них можно закрыть уже сейчас), то их станет меньше. Но когда наступит этот момент и наступит ли вообще, предсказать сложно.

Уютно и с закуской
 Есть ли перспективы, что в нашем городе на смену "наливайкам" придут стандартные бары и пабы, в которых можно посидеть, провести время? Вероятнее всего, это малореально. В Череповце вполне успешно существуют бары и пабы с кухней, большими залами и так далее. Но их не очень много, и они скорее исключение из общей тенденции и не пример для других бизнесменов. Дело в том, что если люди сидят в баре, то нужно большое помещение, кухня, персонал, мебель, охрана и так далее. Затраты больше, прибыль меньше. Кому это интересно? Только тем, кто любит именно этот бизнес и готов работать в нем без сверхприбылей. Но таких бизнесменов не слишком много.

Вологжане стали больше пить
По официальной статистике, в Вологодской области растет потребление алкоголя. Из данных, опубликованных Единой межведомственной информационно-статистической системой (ЕМИСС — государственный информационный ресурс), следует, что и в целом по России, и в соседних и близлежащих областях отмечается снижение потребления алкогольной продукции на душу населения. И только в Вологодской области отмечается рост: в феврале показатель составлял 9,31 литра чистого спирта на человека, в сентябре - 9,65 литра.

Клим Снегов