16+

Воображаемый треугольник и рисование двумя руками

27 октября
С возрастом когнитивные функции снижаются: ухудшаются внимание, память, мышление. Это может сигнализировать и о развитии таких серьезных заболеваний, как деменция, болезнь Альцгеймера. Как сохранить память и не давать мозгу лениться? Этому была посвящена первая в новом сезоне встреча клуба "Здорово" (они проходят по вторникам в Доме музыки и кино "Комсомолец"). Лекцию медицинского психолога Вологодского областного психоневрологического диспансера № 1 Олега Корнилова слушали и журналисты "Голоса Череповца". 

2.jpg
Упражнение "отзеркаливание": одновременно рисуйте одну и ту же фигуру обеими руками.
Фото: Татьяна Иваницкая

1. Работаем руками.
Самое простое упражнение - "посчитаем пальчики". Подушечкой большого пальца по очереди прикасаемся с подушечками всех остальных пальцев на руке. Выполняем упражнение двумя руками одновременно, с ускорением.
Упражнение "кулак - ребро". Выпрямляем ладонь одной руки, вторая рука сжата в кулаке, по очереди меняем их, с ускорением. Фигуры могут быть разные, к примеру, левой рукой показываем знак "виктория" (расставляем указательный и средний пальцы), а правой демонстрируем, как все хорошо (поднятый вверх большой палец), чередуем фигуры.

M0L_6574.JPG
Упражнение "ладонь-ребро": чередуйте фигуры с ускорением.

2. Играем.
Это упражнение можно выполнять, например, во время прогулки. Загадайте тему: растения, города, имена - и, шагая, называйте слова на заданную тему на каждую букву алфавита. К примеру, города: Архангельск, Белгород, Вологда, Грозный и так далее. Если сразу не получится придумать слова на каждую букву, то можно поставить цель: сегодня назову 10 слов на разные буквы алфавита, завтра - 15.
Играем в слова. Возьмите короткое слово, например "дом". Придумайте предложение из слов, которые начинаются на первые буквы загаданного слова: "Дочь обнимает маму". Другой вариант. Возьмите длинное слово, например "здравоохранение", придумайте слова, которые начинаются на буквы этого слова: "здоровье", "дорога", "работа", "аптека", "величие" и т. д. Можно играть как одному, так и в компании.

3. Считаем.
Мысленно просчитайте от 20 до 1, представляя каждую цифру. Пусть они будут разного размера, цвета и формы - чем разнообразнее, тем лучше. А теперь подключаем геометрию. Вообразите зеленый квадрат, мысленно трансформируйте его в ромб, затем в треугольник и наконец в круг. При перемене фигуры можно менять и цвета.
Упражнение "цифры": от 100 отнимаем 7 и шагаем с этим интервалом дальше, пока не дойдем по последнего числа. Вычитать сложнее, чем прибавлять. Проверить себя можно с помощью калькулятора: прибавляя к получившемуся числу по 7, в итоге вы должны получить 100. Интервал может быть разный - отнимайте 6, 8, 3.
Полезно вспоминать таблицу умножения и выполнять другие упражнения на числа. Например, считаем от 1 до 50, но, если встречаем число, которое содержит цифру 2 или делится на 2, пропускаем его.

M0L_6586.JPG
"Считаем пальчики": по очереди касаемся подушечкой большого пальца всех остальных, ускоряемся.

4. Рисуем.
Попробуйте такое упражнение. Берем два листа формата А4, два карандаша. Двумя руками одновременно рисуем фигуры: квадрат, треугольник, зигзаги (обеими руками одну и ту же фигуру). Поначалу будет непросто, но это нормально. Во время выполнения этого упражнения работают оба полушария головного мозга.
Если вы чувствуете, что память стала подводить, рисуйте схемы. К примеру, вам нужно дойти до поликлиники или магазина. Схематично изобразите на бумаге свой путь, отмечайте значимые объекты поблизости: торговый центр, светофор на перекрестке, красивый дом.

5. Запоминаем.
Берем пять спичек, рассыпаем их на листе. Запоминаем, как лежат, накрываем листом бумаги и рядом стараемся воспроизвести картину. Затем сравниваем, что получилось. Чем больше спичек, тем сложнее уровень, но не более 10. Вообще доказано, что в среднем человек способен запомнить 7 единиц.
Можно найти в интернете (или попросить родственников найти) изображение с большим количеством мелких деталей (фото интерьера, оживленного перекрестка, рабочего стола и т. д.). Смотрим на картинку в течение минуты, потом схематично изображаем на бумаге, что запомнили.


6. Проговариваем.
Посмотрели интересную телепередачу, прочитали книгу - поделитесь этим. Перескажите родственникам, соседке. При возникновении трудностей с пересказом попросите близких задавать вам уточняющие вопросы, которые помогут сосредоточиться и вычленить главное.
Если нет возможности проговорить - запишите на бумаге. Полезно также вести дневник, описывая, как прошел день, начинать можно с одного-двух предложений, постепенно увеличивая объем.
- Общение играет очень важное значение, - говорит медицинский психолог Олег Корнилов. - К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что люди, у которых снижаются когнитивные функции, замыкаются в себе, закрываются дома, сводя до минимума связь с внешним миром. Это неправильно, нужно продолжать общаться.

Медицинский психолог Олег Корнилов:
- Запомните такой постулат: не ВМЕСТО меня сделайте (а зачастую родственникам проще сделать самим), а ВМЕСТЕ со мной, важно, чтобы вы участвовали в процессе, даже если что-то пока не получается. И еще несколько нюансов, которые имеют значение:
  • Освещение в квартире должно быть достаточным, не сидите в полумраке!
  • Придерживайтесь сбалансированного питания.
  • У многих людей "золотого" возраста телевизор дома работает круглыми сутками, часто на высокой громкости. Это тоже не очень полезно для вашего здоровья, в том числе головного мозга.
  • Снизьте количество времени, которое вы проводите в смартфоне, количество негативной информации.
Марина Алексеева

Читайте также