Занятное (или зловещее?) совпадение (или не совпадение?): по решению министерства транспорта и дорожного хозяйства Вологодской области таких баннеров с похоронными венками и гробами в Череповце весной было установлено 13 – чертова дюжина.![]()
Не для всех
Александр Викулов – практикующий психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук, он плотно занимается проблемой зависимостей, был членом общественной организации «Международная академия трезвости» (она работала до 2016 года).
Сначала мы поговорили о баннерах с нездоровыми, плохо выглядящими и зачастую явно находящимися где-то недалеко от социального дна людьми и с надписью, например: «Я хотел стать ученым, а стал наркоманом».
- Александр Владимирович, скажите, такая пугающая социальная реклама с точки зрения психологии впрямь является действенным методом?
- Такой метод может действовать, но не на всех, а на людей с определенными психотипами, и чаще всего это те люди, у которых зависимости нет и которые к ней несклонны. Если бы зависимость была таким простым явлением, с ней давно бы справились; но зависимость – явление сложное, она имеет физиологический, духовный, социальный, психологический, соматический аспекты, это целая система. А такая реклама учитывает всю эту сложность? Нет, не учитывает. В такой рекламе ключевой момент – эксплуатация эмоции страха. Это сильная эмоция, но человек к ней, как и ко всему, со временем привыкает. И с каждым разом метод будет действовать все менее эффективно и на все более короткое время.
Никто не отрицает, что наркомания – опаснейшее явление, но вряд ли стоит использовать для борьбы с ним только страх и поверхностное представление о проблеме. фото: Татьяна Иваницкая![]()
Системный подход
Александр Викулов отмечает: подобная реклама может действовать разово, то есть повлиять на человека в одной конкретной ситуации. Конечно, это намного лучше, чем ничего, но, чтобы справиться с проблемой, необходим системный подход, в том числе и в рекламе. Недостаточно просто напугать человека, надо показать системную логику – показать не только от чего нужно уйти, но и к чему нужно/можно прийти.
- Понимаете, использовать аргумент в стиле «Я мог стать ученым, а стал наркоманом» - это примерно то же самое, что школьнику, когда у него возникают проблемы с учебой, говорить, что он станет дворником. Это настолько далеко для него, настолько далеко от его нынешних трудностей, что вообще не «заходит» в его психику. Вдобавок такие изображения тем людям, у которых нет зависимости, дают энергию осуждать тех, у кого зависимость есть.
- А могут ли быть баннеры, плакаты или прочие виды наружной рекламы, которые действительно способны повлиять на людей в более-менее долгосрочной перспективе?
- Знаете, наверное, могут. Но, во-первых, это должны быть плакаты, в работе над концепцией которых участвовал хороший консультант по зависимостям, профессионал, действительно разбирающийся в этой очень непростой и очень давней проблеме. Чтобы плакаты не передавали поверхностное представление о таком сложном, многоуровневом системном явлении. Во-вторых, должны быть талантливые исполнители, специалисты - художник, пиарщик. Работа пиарщика в данном случае очень важна.
Рыдания за рулем
Также мы обсудили изображения с похоронными венками, гробами и надписями а-ля «Возможно, стоило купить детское кресло» или «Не переписывайся за рулем».
- В данном случае, когда речь не о зависимости, а о соблюдении правил, такой «пугающий» подход эффективен? Или это из той же серии – действует на тех, кто и так осторожен?
- Скорее из той же серии. И еще такими плакатами можно - если использовать психологический термин - рестимулировать большое количество людей, которые потеряли своих близких, причем потеряли необязательно именно в автокатастрофе. Под влиянием изображений с венками или гробами у людей в голове «воспроизведутся» трагические ситуации, связанные со смертью. Начнется повторное переживание горя. Может быть, люди начнут винить себя или рыдать прямо за рулем.
Елена Бжания