16+

О маленьком острове и большой вере

27 мая



На этот раз целью поездки Сергея Рычкова стал остров Каменный на Кубенском озере. А точнее, стоящий там Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь. Древняя обитель с поистине удивительной историей, возрожденная из руин трудами наших современников.

Немного светской истории
Когда приезжаешь в село Устье-Кубенское, всегда тебя ждет что-то необычное и привлекательное. Недалеко от набережной вологодский архитектор Иван Магарев, отучившись в Милане, несколько лет назад купил дом, принадлежавший его тезке, купцу Никуличеву. Отец Ивана Магарева родом из этих мест, да и юношей, когда еще учился в вологодском политехе, будущий архитектор заглядывался на этот дом. И когда он окончательно осел на Вологодчине, у него был выбор — купить старинный дом в Вологде или за ту же цену приобрести заброшенное здание в Устье-Кубенском. Иван предпочел купеческий особняк. Сейчас там идет реставрация за счет нового владельца, благо есть у него друзья и соратники, готовые помочь. В особняке, внизу, уже открыли кофейню, но работы впереди много. Ведь есть еще второй этаж, который когда-то занимала сельскохозяйственная контора. От нее остались любопытные документы: мне показали регистрационные журналы на каждое породистое животное с указанием его происхождения, веса, плодовитости и так далее. Такие паспорта были заведены на коров, лошадей и прочую живность. А сколько всего было свезено на свалку еще до покупки дома Иваном Магаревым… Жаль, ведь среди этих вещей могли оказаться и представляющие музейную ценность.

Обет князя Глеба…
Но обратимся к основной цели моей поездки — Спасо-Каменному монастырю. Меня в нее взяли случайно, туда ехала группа журналистов из Москвы, собиравших материал для известной авиакомпании. Так что те, кто полетит самолетами этой компании, в скором времени смогут прочитать в путеводителе об Устье-Кубенском и его достопримечательностях.

Погода в день выхода в Кубенское озеро, а это было еще в апреле, выдалась жуткая, и это мягко говоря. Шквалистый ветер, дождь со снегом, пасмурное небо. Но вдруг вышло солнце, и мы отправились на остров Каменный, где стоит монастырь.

Пока московские товарищи все осматривали и запечатлевали, я вспомнил историю о том, как в 1260 году здесь спасся от бури белозерский князь Глеб Василькович. Он дал обет основать обитель на том месте, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. И сдержал слово: на острове был воздвигнут храм Преображения Господня, а при нем основан небольшой монастырь. Под его сводами покоятся мощи местночтимых святых игумена Кассиана и Василия Блаженного.

Мои попутчики-москвичи, побыв немного на острове, уехали, а я с разрешения отца Тарасия остался ждать приезда настоятеля отца Дионисия.

Меня поселили в монастырскую гостиницу. Узнав о том, что я могу готовить, искренне обрадовались, потому что брат, который занимался стряпней, на несколько дней отбыл с острова. В предложенное мной меню вошли рассольник, винегрет, котлеты из речной рыбы и всякие маринады и соленья. Отец Тарасий очень меня хвалил и предлагал остаться, но я ему сказал, что летом меня ждут на Соловках.

… и обет инженера Плигина
Мои собеседником стал отец Пахомий, который, как и все монахи, а их семь человек, принял постриг здесь же, в дни Великого поста. До этого Пахомий был учителем, но потом ушел в монастырь. Среди многих его обязанностей в обители — проведение экскурсий. Вначале он, конечно же, ведет всех к могиле вологжанина Александра Плигина, который большую часть жизни посвятил возрождению монастыря. Сначала за восстановление Спаса-Каменного взялся архитектор Александр Асафов. Ему удалось убедить власти в необходимости федерального финансирования работ. Это было в 1980-е. На помощь Асафову бескорыстно пришел бизнесмен из Вологды, талантливый инженер Александр Плигин. И в начале 90-х, после смерти Асафова и прекращения финансирования, решил остаться на острове. Поставил перед разрушенным алтарем обетный крест и продолжил реставрацию один, на свои средства, опираясь на семью и друзей.

У Плигина была радиостанция, и он рассказывал миру о нашей северной жемчужине — острове Каменном и возрождающейся обители. Летом приезжали люди, помогали разбирать завалы. Многое было утрачено, попросту разворовано, но подвижник не сдавался. Восстановление монастыря продолжилось после его смерти в 2004 году. А в октябре 2017-го Священный Синод Русской православной церкви, заслушав прошение митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Алмаз православия
Дождаться настоятеля в этот раз мне так и не довелось — отец Пахомий сообщил, что из-за плохой погоды приезд отца Дионисия задерживается. Впрочем, я в любом случае был рад побывать в этом удивительном святом месте.

За чашкой чая мой собеседник рассказал, как живет братия. Глядя на бурю, вспомнил легенду, как в XIX веке со стороны братского корпуса на территорию обители залетел огромный булыжник весом примерно 8 тонн. Да и сейчас, весной особенно, ледяные глыбы наседают на обитель. И во время таяния снега любая опасность может прийти когда угодно.

На сегодня в монастыре сделано многое. Отстроены братский корпус и церковь, звучат колокола. Приезжает много туристов. Летом они могут пройтись по песчаной косе, а зимой совершают лыжные прогулки. Здесь всегда рады гостям. Среди них не только туристы, но и трудники (добровольные помощники), с людской и божьей помощью с каждым днем монастырь преображается. Невозможно словами выразить всю благодать, которая тут присутствует. Надо просто приехать и насладиться этой тишиной, вдыхая ветер с Кубенского озера.

Как не однажды говорил настоятель монастыря отец Дионисий, Спас-Каменный — духовный феномен. Удивительно, как маленький островок мог дать миру такое число святынь и подвижников благочестия, превратив глухой вологодский край в настоящий алмаз православия.

Сергей Рычков

Читайте также