Мужчина подготовился к использованию кредита: оценил стоимость участка, оплатил проектно-сметную документацию, получил выписку из ЕГРН, заключил брачный договор для продажи автомобиля жены и покупки участка, приобрел материалы для обустройства дороги и подключения к электричеству.

Изображение сгенерировано нейросетями
Окончательное положительное решение по его заявке было принято банком 6 сентября, о чем он узнал из SMS-сообщения. 10 сентября, проверив личный кабинет на портале «Свое село», он увидел, что заявка перешла в статус «Одобрение объекта недвижимости». Ему предложили представить документы в банк в течение 56 дней.
Однако при обращении в Вологодский филиал банка на следующий день ему отказали в заключении кредитного договора, ссылаясь на исчерпание лимитов на сельскую ипотеку. Ему предложили ожидать новых лимитов. Вологжанин согласился. В феврале 2025 года срок его заявки истек. Банк направил ответ, в котором сообщил, что в связи с повышенным спросом на сельскую ипотеку прием новых заявок и одобрение ранее полученных по льготной программе временно ограничены.
Мужчина подал в суд на банк, требуя взыскать 3 646 154 рублей упущенной выгоды, 1 823 077 рублей штрафа и 100 000 рублей компенсации морального вреда. Он считал, что банк ввел его в заблуждение относительно одобренной заявки, и все расходы на подготовку участка к покупке должны быть возмещены банком.
Представитель банка в судебном заседании иск не признала, объяснив, что реестр потенциальных заемщиков с данными истца не был направлен в Министерство сельского хозяйства РФ, так как у банка была информация об исчерпании лимитов на сельскую ипотеку. Письмо Минсельхоза России о приостановлении согласования реестров заемщиков было получено банком 12 сентября.
Вологодский суд отказал вологжанину в иске из-за отсутствия заключенного кредитного договора. Решение о соответствии клиента требованиям программы «Сельская ипотека» не было согласовано с Минсельхозом РФ из-за исчерпания лимитов. Одобрение заявки не обязывает банк предоставлять кредит.