На прошлой неделе на совещании губернатора области медицина снова была в центре внимания. А конкретно — очередь на сложные исследования. Оказалось, в поликлинике № 7 череповчане ждали КТ и МРТ по полгода. Как власти намерены решать эту проблему?
Еще один вызов
Бороться с вызовами сейчас модно. Красивое слово часто встречается в речи губернатора Филимонова. Вот и на прошлой неделе он сообщил, что столкнулся с «еще одним вызовом в сфере здравоохранения». А именно — огромными очередями к узким специалистам и на сложные обследования: УЗИ, МРТ, КТ и т. д.
— Минздрав и ЦУР предоставили данные, согласно которым самая большая проблема — в Череповецкой городской поликлинике № 7. Подтвердились факты длительного ожидания приема узких специалистов, записи на исследования КТ и УЗИ, — сообщил губернатор, подводя итоги совещания. — Кроме того, в этом учреждении в обход системы «ПроМед» запись велась на бумаге в журналах, по которым невозможно проконтролировать номер очереди. (…) По результатам проведенной проверки поручил минздраву области подготовить кадровые решения в отношении руководства поликлиники. (…) Поручил завершить проверки во всех учреждениях здравоохранения области и добиться устранения очередей.
Остается надеяться, что после таких проверок главврачей в Череповце и других муниципалитетах не заменят на приезжих специалистов, как это уже было в областной столице. Решать проблему записи к докторам власти намерены не только с помощью кадровых изменений. Как считает министр здраво-охранения области Николай Гонтюрев, ситуацию изменит перевод всех медучреждений на региональную медицинскую информационную систему — РМИС, где данные о пациенте будут видны всем медикам области.
Об успехах в сфере цифровизации медицинских услуг министр доложил на совещании. Так, за 8 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого увеличилась выписка электронной медицинской документации на 59 %, выписка электронных рецептов подросла на 49,5 %, количество цифровых изображений — на 65 %, число телемедицинских консультаций выросло с 51 до 3115.
Кроме того, все поли-клиники региона планируют оборудовать инфоматами. Уже закупили более 1200 моноблоков почти на 75 миллионов рублей. До первого декабря этого года запись через электронную систему должна составлять уже не менее 80 %.
Год перемен
И это еще не все достижения. Минздрав области разместил в соцсетях хвалебную оду под названием «Год перемен в системе здравоохранения Вологодчины». Сообщается, что «в 2025 году под руководством Георгия Филимонова реализованы масштабные изменения в здравоохранении», однако ни для кого не секрет, что многие из них были инициированы и начаты предыдущим губернатором Олегом Кувшинниковым.
Перечислим, какие же успехи приписаны новому главе области: за счет средств областного бюджета ведется капремонт 103 медучреждений — ФАПы, ЦРБ, женские консультации, стационары в Вологде и Череповце, больницы и поликлиники; закупается 200 единиц медицинского оборудования, в том числе 10 единиц «тяжелой» медтехники; в Череповце завершается строительство поликлиники № 7 имени П.Я. Дмитриева; идет капремонт поликлиники № 4 в Вологде и Белозерской ЦРБ; создана служба медицины катастроф — закупают 6 реанимобилей с кювезами и мобильный пункт на базе КАМАЗа; открыты эндоскопический и эндокринологический центры в Вологде; созданы 4 центра амбулаторной онкологической помощи в округах; готовится к открытию региональный сосудистый центр в Великом Устюге; созданы референс-центры лучевой диагностики с внедрением ИИ; с 2024 года работает филиал ЯГМУ в Вологде, открыты медицинские классы в школах.
Хорошо на бумаге
Несмотря на столь многочисленные успехи, соцсети и медчаты переполнены жалобами на работу системы здравоохранения. Приведем комментарии под отчетом минздрава на официальной странице ведомства во «ВКонтакте».
«Все хорошо, но как записаться на прием к врачам, как получить квалифицированную помощь при отсутствии специалистов? С приходом новых «министров» от здравоохранения в медицине только в соцсетях хорошо, но реальность отличается! Посты теперь удаляют, людей вносят в черный список, и одни боты хвалят медицину, потому что им все равно!» — пишет Мария.
«Все хорошо только на бумаге и для отчетов, а на самом деле ничего для людей за эти два года не сделано. КТ не дождаться, верните, как было раньше, квоты, и никаких проблем. Отчитываются по льготным препаратам, что задержек нет, а 5-го числа из трех положенных дали только один», — жалуется Людмила.
«О завершении строительства в Череповце поликлиники № 7 вы поторопились сообщить. Там процентов на 30 готовность. Перед Павлом Яковлевичем Дмитриевым неудобно — он таких «темпов строительства» никогда бы не допустил!» — возмущается Ольга.
«Все хорошо расписано, но на УЗИ запись 2 месяца или платно. Вот как простому человеку увидеть улучшения? Поэтому все вышенаписанное кажется обыкновенным балабольством от правительства», — негодует Сергей. «Проживаем в с. Погорелово, Вологодский округ. Относимся к Вологодской ЦРБ. С начала июля в нашем ФАПе нет фельдшера. Терапевты из Сосновки периодически приезжают и ведут прием, а вот педиатр ни разу не приезжал. Почему мы должны везти больных детей на автобусе в Сосновку и после приема не один час ждать автобус обратно?» — спрашивает Татьяна.
В медчате «Череповец. Здоровье» тоже поток обращений.
«Поликлиника № 2. Дочка ждет талон на УЗИ щитовидной железы с мая 2025 года. В мае была на приеме у эндокринолога, где были выписаны направления на анализы, но талон на повторный прием почему-то не дали, и рекомендовано сделать УЗИ, талона нет до сих пор. Как попасть на прием и на УЗИ?» — спрашивает Ирина.
«Более года не могу попасть в стоматологию на Менделеева, 4. Запись через портал «К врачу», очередь не идет совсем. Как была 5-я в очереди, так до сих пор спустя месяц», — пишет Александра.
«2-я поликлиника. Больше 2 месяцев нет талонов к травматологу-ортопеду. Как записаться?» — недоумевает Екатерина.
«В женскую консультацию на Луначарского, 38, обратилась. Срок 12 недель. Отказали в скрининге, т. к. нет времени, только скрининг 2-го и 3-го триместра будет. Можно ли как-то выбить окошко для скрининга?» — спрашивает Катюша.
«Поликлиника № 1. Была на больничном, требовалась консультация уролога, которого в поликлинике нет. Разве не могут направить в другую поликлинику, где есть уролог? Выписали с больничного со словами: «Мы ничем не можем помочь, можем только выписать, идите платно к урологу». Из-за болей приходилось вызывать скорую, отправили опять к терапевту. Какой-то замкнутый круг получается», — жалуется Анна.
Жанна Газзаева