
Михаил Егоров в засаде. Терпение и настойчивость - неотъемлемые качества фотографа-анималиста.
Творческий путь
Михаил учился в ЧГУ на программиста-разработчика. Работает по специальности на «Северстали». Фотографией увлекся в 2010 году, когда отдыхал с друзьями на Белом озере в палаточном городке. Проснувшись ранним утром, он взял фотоаппарат - обычную "мыльницу" - и пошел снимать. Понял, что это ему по душе: увлекательно наблюдать за красотой природы, замечать что-то интересное, что раньше ускользало от взгляда. Погружение в мир фотографии Михаил начал с макросъемки: реанимировал свою старую пленочную камеру «Зенит-Е» и снимал удивительный мир насекомых и растений.
- Сначала какой-то специализации не было. Мне пришлось многому учиться, черпать знания, изучать массу информации, - рассказывает Михаил. - Фотографировать несложно: берешь фотоаппарат, нажимаешь кнопку. Но если мы говорим про художественную фотографию, художественный вкус, про внутреннее мироощущение, то я много чего перелопатил: читал книги и статьи по истории искусств, изучал, что сближает и отличает живопись и фотографию, чем люди руководствовались тогда и чем ты руководствуешься сейчас, когда делаешь ту или иную картинку…
Шли годы, Михаил постигал фотодело. Учился правилам композиции. Но они его не удовлетворяли - хотелось научиться выстраивать композицию света и цвета.
- Я понял, что мне совершенно не хватает художественного классического образования, - продолжает фотограф. - Пошел учиться рисовать акварелью к Любови Борисовой, она известный акварелист, член Союза художников России. Посещал мастер-классы Сергея Максимишина – одного из лучших фотожурналистов России. То есть к природной фотографии я пришел не сразу. Пробовал разные жанры, в том числе коммерческую съемку. Снимал свадьбы, портреты, репортажи, параллельно все равно занимался природной фотографией. В 2016 году понял, что коммерческая фотография меня абсолютно не привлекает, и отказался от нее. Любимым жанром стала анималистика, дикая природа.

Какая красота природы и ее жителей! фото: предоставлены Михаилом Егоровым
Разведка и наблюдение
Михаил участвовал в разных конкурсах, занимал достойные места, например в фотоконкурсе «Дикая природа России». Работы череповчанина были представлены в Третьяковской галерее.
- Мне было интересно посмотреть работы других авторов, потому что мир природной фотографии непростой. Например, если взять свадебную или портретную съемку, то там все довольно предсказуемо. Если у фотографа наработан опыт, то он может делать успешные снимки. А в анималистике хорошие кадры зависят от многих факторов. Погружение в мир съемки животных и птиц начинается с тщательной разведки и наблюдения. Нужно изучить повадки животного. Разные обитатели природы активны в разное время суток. Одни предпочитают дневной образ жизни, другие – ночной. Также нужно выбрать место проживания, решить, как добираться, и т. д.

Фотограф использует специальный объектив с увеличением, благодаря которому получается снимать животных на большом удалении без потери качества.
Птицы и сталь
Последние пять лет Михаил снимает птиц на территории ЧерМК в районе золошламонакопителей. Здесь обитает 129 видов птиц, из которых 8 занесены в Красную книгу. Как признается фотомастер, именно там он сделал свои лучшие кадры. Там он проводил все свободное время, дни и ночи, ездил в отпуске, на выходных, после работы, до работы – рано утром. Михаил является автором серии фотографий «Птицы и сталь». В апреле 2023 года вышла одноименная книга. Планируется выход еще нескольких книг.
По словам Михаила, интересно снимать крупных животных, таких как лось, медведь. А как прекрасны птицы – белые цапли, журавли, ополовники!..

Михаил побывал в разных уголках земли. Он фотографирует животных и птиц в естественной среде обитания.
Загадочная Африка
Михаил был в разных странах: в Финляндии снимал медведей, на Шри-Ланке - насекомых, ящериц, змей, в Танзании - слонов, зебр, жирафов, антилоп, бабуинов...
- Побывать в Африке было моей давней мечтой. Когда я еще только увлекся анималистикой, хотел ехать на съемки в Африку: там уникальная природа, разнообразие парнокопытных и т. д. Но хорошо, что я поехал не в те годы, а именно сейчас, когда у меня уже есть опыт.
- Страшно было снимать? - спрашиваю.
- Нет, потому что процесс довольно контролируемый. Если говорить про национальные парки, то мы ездили на джипе. Туристов одних не отпускают, так что это безопасное наблюдение за животными, можно спокойно изучать природу и снимать. Хотя, когда мы были в Национальном парке Серенгети, который находится в рифтовой долине, мы ночевали в палатке посреди саванны и на протяжении всей ночи ревел лев. Было немного жутковато от этого грозного и мощного рева, причем у нас не было охраны, но лев не подходил к нам. То есть гиды знают, где разместить туристов, чтобы не нарушать территорию льва и не провоцировать агрессию у животных. И в то же время рядом с нашей палаткой ходили зебры, антилопы. Они держались поближе к людям, понимая, что здесь безопасно.
Отвечая на вопрос о самой необычной съемке, Михаил отметил, что для городского жителя любой выход в лес - нерядовое событие:
- Иногда приходится бродить часами с тяжелым оборудованием за спиной, чтобы поймать интересный кадр. Много лет назад необычным для меня было снимать жизнь бобров в своей деревне, когда я проводил с ними ночи напролет и мы вместе ночевали в палатке. Сейчас это не кажется необычным.
Михаил говорит, что за дикими животными всегда интересно наблюдать. Они учат с любопытством относиться к жизни, быть внимательным ко всем ее проявлениям.





Уникальные мгновения. Благодаря Михаилу в мир дикой природы можем заглянуть и мы.
Валентина Лелина