
В бюджетном сегменте, который предпочитает подавляющая часть горожан, мощность мотора практически всех авто меньше 160 л. с. Так что под увеличенные ставки они не попадают вовсе. Но любителям "люкса" придется раскошелиться. Фото: из архива редакции
Зачем меняют ставки?
Утилизационный сбор представляет собой одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за будущую переработку автомобилей после их эксплуатации. Зачем нужно повышать утилизационный сбор?
Во-первых, это поможет увеличить поступления в казну. Повышение НДС с 20 до 22 процентов - действие из того же ряда. Доходы бюджета от утильсбора в 2024 году составили 1,1 трлн рублей, сообщили в Минфине РФ. И сумма может значительно вырасти после введения новых ставок сбора. Правда, не все эксперты уверены в этом: есть прогнозы, что в связи с ростом ставок население может резко сократить покупки машин, так что в результате налоговые поступления не только не повысятся, но и даже снизятся.
Во-вторых, столь резкое увеличение утильсбора должно подвигнуть производителей авто собирать их в России. Дело в том, что при ввозе машины из-за рубежа утильсбор больше, чем когда машина сбирается у нас. А в ряде случаев его и вовсе нет, если производитель сам занимается утилизацией. К тому же из страны ушло множество фирм и их нужно замещать. Но случится ли это, совершенно непонятно. Китайцы по разным причинам особо не стремятся в большом количестве строить новые заводы в России. Главная цель любой страны - развивать собственную экономику, а не чужую.
Как вырастет утильсбор?
В настоящее время физические лица, ввозящие автомобили с объемом двигателя до 3 литров для личных нужд и без перепродажи, в течение 12 месяцев уплачивают утильсбор по льготной ставке — 3400 рублей за новые машины возрастом до трех лет и 5200 рублей за автомобили старше трех лет. «Коммерческая» ставка для компаний и для тех, кто ввозит машины для перепродажи, гораздо выше. В частности, за автомобиль возрастом до трех лет с двигателем объемом от 1 до 2 литров ставка составляет 667 400 рублей, а с мотором от 2 до 3 литров — 1 875 400 рублей.
Минпромторг предложил привязать утилизационный сбор не только к объему, но и к мощности двигателя, а также ввести прогрессивную шкалу. Льготный утильсбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, планируется применять только для машин мощностью до 160 л. с. Заявлено, что он не изменится и останется на уровне 3400 рублей. Для всех машин, у которых мощность выше, станут применяться повышающие коэффициенты. Приведем для примера несколько авто, которые сейчас укладываются в льготный вариант сбора (3400 рублей), - с 1 декабря суммы утильсбора будут такие:
- Volkswagen Tiguan (2,0 л, 201 л. с.) — 794 000 рублей,
 - Geely Monjaro (2,0 л, 238 л. с.) - 842 000 рублей,
 - Kia Sorento (2,2 л,  194 л. с.) - 1 970 000 рублей.
 
Большинство машин, продающихся в Череповце, произведено китайскими фирмами. Они ввезены или сделаны в России. Причем большей частью новые. Так что есть смысл поговорить именно про авто из Поднебесной. В нашем городе продаются китайские машины всех ценовых категорий.
- Бюджетный уровень. От 2 млн до 2,5 млн рублей. В основном череповчане приобретают машины именно из данного ценового сегмента. По соотношению цены и качества это лучший вариант в наше время. За эти деньги можно купить уже всем известные "Хавал", "Чери" и "Джили".
 - Средний уровень. От 2,5 млн до 4 млн рублей. Наиболее часто горожане покупают кроссоверы различных производителей.
 - Премиум-сегмент. От 4 млн до 15 млн рублей. 
Как рассказал «Голосу...» директор дилерского центра по продаже китайских автомобилей Иван Азаров, в связи с изменением правил расчета утильсбора увеличение цен на иностранные автомобили неминуемо, но, учитывая предпочтения горожан, большинство это практически не заметят:
 
Подводя итог, могу сказать что, что автомобили бюджетного сегмента станут дороже процентов на пять, но и то не сразу. Что касается более дорогих машин, то цифры назвать не возьмусь, но увеличение цен будет более значительным. Все очень индивидуально, и цена зависит от многих факторов.
Ценовые ожидания
Многие российские эксперты считают, что первоначальный скачок цен может составить 2 – 5 % сразу после вступления в силу новых ставок, с последующим постепенным ростом. Для автомобилей премиум-класса и высокомощных моделей ожидается еще более существенное подорожание – на «сотни тысяч рублей» и более. Ожидается, что в среднем стоимость машин в стране поднимется на 20 процентов.
Добавим, что планы по изменению утильсбора привели к краткосрочному росту спроса на автомобили в России: люди поторопились с покупкой, чтобы успеть приобрести машины по действующим ценам. Такой тренд наблюдается сразу в нескольких регионах. Однако ситуация рискует измениться в противоположную сторону. Сокращение ввоза автомобилей приведет к уменьшению разнообразия моделей, росту цен и снижению доступности авто для покупателей. Не исключено, что это приведет к падению объемов продаж. Так что вполне вероятно закрытие салонов.
Прогнозы по спросу
Увеличение размера утильсбора, вплоть до нескольких миллионов рублей, для автомобилей с большой мощностью двигателя может существенно изменить предпочтения покупателей и повлиять на структуру спроса. Дорогие и мощные автомобили, которые сегодня активно ввозятся частными лицами, вскоре станут редкостью, так как их импорт потеряет экономический смысл. Внимание потребителя сместится на более доступные, компактные модели с умеренной мощностью. Они впишутся в новые правила и останутся востребованными.
Клим Снегов