В век информационных технологий гаджеты стали основными инструментами мошенников для обмана людей. Несмотря на профилактическую рабо-ту, частые жертвы все также пожилые люди. С начала года мошенники обманули почти 1900 вологжан, выманив 833 млн рублей.
То «прокуроры», то «банкиры»
Все чаще жертвами становятся люди молодого и среднего возраста, а также дети, так как мошенники придумывают новые схемы обмана. Они добрались уже до электронного журнала школьников, записи к врачам, сайтов знакомств, доставки товаров, социальной помощи. Но главной мишенью остаются пожилые. Многие из них доверчивы, с трудом разбираются в интернет-технологиях, правовых и финансовых вопросах. Вот новые случаи обмана, попавшие в статистику полиции.
Мошенники убедили 84-летнюю череповчанку передать курьеру 573 тысячи рублей. Как выяснили полицейские, женщине на стационарный телефон два дня звонили неизвестные, которые представлялись сотрудниками военной прокуратуры, юристами и следователями. В итоге легенда об обязательном декларировании доходов сыграла решающую роль в афере.
А 35-летнему жителю Вологды «сотрудница налоговой службы» сообщила по телефону, что у него есть долг, и предложила записаться на прием в налоговую. Для подтверждения записи она попросила назвать код из СМС. После этого потерпевшему пришло на электронную почту письмо о взломе его аккаунта на «Госуслугах» и с просьбой позвонить на горячую линию. Мужчина позвонил, и далее его обрабатывали уже девушка из «службы техподдержки «Госуслуг» и «сотрудник Центробанка». В итоге он снял все сбережения, оформил кредит и перевел около двух миллионов рублей на «безопасный счет».
В Череповецком округе жители стали меньше доверять звонкам незнакомцев. Так, 86-летней жительнице Ирдоматского поселения позвонила якобы дочь и сообщила, что попала в ДТП. Мол, для решения проблемы ей необходимо срочно заплатить 1,5 млн рублей. Женщина поняла, что ее пытаются обмануть, и перезвонила настоящей дочери.
Советы полиции
В полиции советуют как можно чаще общаться с пожилыми родственниками и предупреждать их об угрозах. Загрузите им на смартфоны приложение для определения номеров. Оно предупредит об опасном звонке. Воспользуйтесь функцией «Антиспам» оператора связи. Она блокирует нежелательные звонки. Настройте список разрешенных номеров для входящих вызовов. Также напомните близким, что, если звонящий знает ваши имя и адрес, это не значит, что он официальное лицо.
Если вам сообщили по телефону о необходимости пройти срочный медосмотр, не принимайте поспешных решений. Если близкий человек звонит и сообщает, что попал в беду, и просит прислать деньги через курьера, проверьте эту информацию. Не открывайте дверь незнакомцам и не впускайте их в квартиру.
Для получения социальных выплат Социальный фонд никогда не потребует перевода денег на какой-либо счет. Договоритесь с родственниками об использовании контрольного слова или вопроса, чтобы при звонке или СМС-сообщении убедиться, что собеседник не мошенник.
Советы Роспотребнадзора
В Роспотребнадзоре напомнили об основных правилах финансовой безопасности.
1. Не вкладывайте деньги в то, чего вы не понимаете. Особенно если это сулит большой доход.
2. Не открывайте депозит более чем на 1,4 млн рублей. Именно эта сумма застрахована государством. Если банк закроется, то только эту сумму вам вернут. Если сумма, которую вы хотите положить на вклад, больше, то разумнее открыть несколько вкладов в разных банках.
3. Не занимайте деньги у микрофинансовых организаций. Вам придется отдавать долг с очень большими процентами.
4. Никому никогда не сообщайте пароли, ПИН-код и CVV-код (3 цифры на обратной стороне банковской карты), даже «сотруднику банка».
5. Не давайте никому в руки свою банковскую карту. Скопировать ее могут за пару минут.
6. Не держите бумажки с паролем от вашей карты рядом с самой картой в кошельке, сумке и т. д.
7. Не звоните на незнакомые вам номера и не отправляйте сообщения: после этого с телефона могут списать большую сумму денег.
8. Не помогайте «родственникам в беде». Если вам звонят или отправляют сообщения с просьбой срочно выслать деньги на указанную карту или положить на номер телефона, свяжитесь со своим родственником или с его близкими и проясните ситуацию.
9. Подключите СМС-уведомления об операциях по вашей карте, вы вовремя заметите подозрительные операции мошенников и успеете заблокировать карту.
Жанна Газзаева