Знакомьтесь: Светлана Баранова — мастер-игрушечник. Разговор с ней пойдет об уникальной языческой кукле, созданной в древнеславянских традициях, — обережной. Череповецкий мастер не только их создает, но и щедро делится умением с другими.
Бабушкин оберег
Завершается дачный сезон, и ветераны постепенно возвращаются к другим своим увлечениям. В Череповце уже в полную силу работают три крупных культурно-досуговых центра: клуб «Ветеран» ПАО «Северсталь» (ул. Ленина, 138), КДЦ «ФосАгро» (Остинская, 5-б) и «Новый дом добрых традиций» — это городской совет ветеранов (пр. Строителей, 30). Занятия там самые разные, как и направления: певческое, танцевальное, спортивное, оздоровительное. В ветеранских центрах можно и рисовать, и на коклюшках вологодское кружево плести. Все занятия бесплатные и ведут их сами ветераны-волонтеры.
Нас заинтересовала обережная кукла, которую учит создавать всех желающих Светлана Баранова. В чем же секрет этой куклы, ее смысл?
— Это очень древняя традиция, перешедшая к нам от наших прабабушек и прадедушек, — рассказала «Речи» Светлана Баранова. — Смысл ее создания прост: у обереговой куклы нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считается неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых и недобрых сил, а значит, она совершенно безвредна для ребенка. Вот почему ее клали в люльку как оберег. Освоить технику создания такой куклы при желании можно за одно занятие. Она делается без ниток и иголок.
Как поведала нам собеседница, увлечение шитьем передалось ей от бабушки и мамы. Бабушка Мария Ивановна была большой мастерицей-белошвейкой, многих обшивала в деревне на заказ, а потому в деревянном доме все стены были увешаны незаконченными и готовыми уже изделиями.
Белошвейка — женщина, занимающаяся шитьем тонкого белья. Белый шов — значит аккуратный и незаметный, признак высокого мастерства швеи.
Бабушка Светланы шила рубахи, платья, сарафаны, халаты, постельное белье, даже школьную форму пошила внучке, все вплоть до нижнего белья. В семье сельский труд и ремесло были неотъемлемой частью жизни. Нужно было содержать деревенский дом, огород.
— Бабушка пекла вкусные пироги, — вспоминает Светлана. — Мои самые любимые — с малиной, рядом с деревней лесные малинники росли. А шить в семье умели все: мама нас, девчонок, трех сестер, научила. Брат больше по мужской работе. А я ведь до сих пор шью на ножной швейной машинке «Чайка», она была популярной в те времена.
Сохранить традиции
Обереговая кукла — часть древнеславянской культуры, которая сегодня получает новое звучание и развитие. Куклы-берегини все чаще появляются на выставках, ярмарках, народных гуляньях. Становятся подарком к празднику. Интересуется ли такими куклами молодежь?
— Еще как! Особенно этот интерес проявляется на больших ярмарках, — говорит Светлана Николаевна. — Подходят, расспрашивают, как она создается, из чего. Особенно их привлекает то, что здесь не нужны иголка и нитки. Современные дети не очень к шитью приучены. С другой стороны, это понятный способ сберечь традицию, приобщить к ней подрастающее поколение, чтобы знали свои корни.
Как мы выяснили, Светлана Николаевна создает не только обереговых кукол, но и чулочных. Технология их производства гораздо сложнее. Это способ изготовления куклы из капроновых материалов (чулок, колготок, гольфов) с использованием синтепона в качестве основы для всех частей тела. Мастер создает куклу, набивая синтепоном детали, а затем формирует лицо, тело и конечности, используя нитку с иголкой.
— Такую куклу можно одеть в любую одежду, сделать из нее ангела или домовенка, — отмечает мастер. — И самое сложное — создать ей лицо: доброе, лукавое, веселое, сказочное. Этому и учимся.
Татьяна Ковачева