16+

Для доступа к электронным сервисам череповчанам приходится скачивать МАХ

«Привязать» или «пропустить» мессенджер?
сегодня
Вход на «Госуслуги», сайт МФЦ, в домовые чаты, электронный журнал… На какой бы сервис мы ни пытались войти, везде требуется установить новый мессенджер МАХ. Однако многие не готовы это делать по принуждению, не уверены в том, насколько это безопасно. Журналист «Голоса…» разбирался, обязательно ли нужно устанавливать мессенджер и для всех ли граждан он удобен.

Макс 1.JPG
На какой бы сервис мы ни вошли, везде требуется мессенджер МАХ.
Фото: Татьяна Иваницкая

Не хотят рисковать
 После обновления приложения «Госуслуги» на смартфонах теперь не зайти в систему без установки MAX. У многих людей пропала возможность отказаться от авторизации через госмессенджер. Минцифры РФ пояснило, что из-за растущего числа случаев мошенничества, когда пользователи «Госуслуг» непреднамеренно передают СМС-коды для входа на портал, было принято решение постепенно отказаться от подтверждения входа через мобильные устройства. А вот с компьютера зайти на «Госуслуги» по-прежнему можно с помощью СМС-кода.

 С недавнего времени стали жаловаться родители школьников: чтобы войти в электронный журнал, требуется установить приложение МАХ!
«Теперь без МАХ даже в электронный дневник с телефона не войти. Да и после установки и авторизации по номеру телефона в МАХ код для дневника так и не пришел, зайти не смогли. А привязывать данные с «Госуслуг» в мессенджер я не рискну», - написала Светлана в соцсетях.

 Кто-то, как родители учеников 41-й школы, даже лишился возможности видеть расписание уроков. «Если не установлен МАХ, как узнавать расписание? Устанавливать не собираюсь. Информация должна дублироваться на сайте школы. Совершенно некорректно принуждать всех переходить в те или иные мессенджеры. А в электронном дневнике информация вообще не совпадает с действительностью...» - написала Ольга в школьной группе, и многие с ней согласились.

 После жалоб родителей администрация школы начала выставлять расписание в официальной группе «ВКонтакте», на канале школы в МАХ и на информационном стенде.

Госуслуги без макса.jpg
Вот так выглядит кнопка «Пропустить», когда всплывает окно с предложением подтвердить вход на «Госуслуги» через МАХ. Но почему-то она есть не у всех пользователей. Фото: Марина Чадова

Предложить альтернативу
 Тамара, мама ученика школы № 10, рассказала нам, что родителей принуждают через МАХ участвовать в голосованиях и соцопросах. Родительский чат перенесен в новый мессенджер, альтернативы нет. Правда, такая картина не у всех.

 - Нас просили установить МАХ. Но это сделало только шесть человек вместе с классным руководителем. А потом и сама классный руководитель удалилась из мессенджера. Общаемся через другие ресурсы, - рассказала Елена.

 На вопросы родителей в соцсетях по поводу доступа к электронному журналу министерство образования области давало такой ответ: «Работа федерального электронного дневника «Госуслуги. Моя школа» обеспечивается только через «Сферум» в МАХ. Работает успешно. Если родитель/обучающийся не установил приложение МАХ, не присоединился к профилю школы в «Сферум» и не зарегистрирован на «Госуслугах», то доступ к федеральному электронному дневнику «Госуслуги. Моя школа» предоставлен не будет. Помимо федерального дневника реализованы еще два способа получения информации: через региональное мобильное приложение или браузерную версию (school.vip.edu35.ru). При возникновении вопросов Вы можете обратиться по телефону 8-8172-71-60-29».

 Осенью этого года в связи с навязыванием мессенджера МАХ в образовательных учреждениях депутат Госдумы Олег Михайлов направлял запрос в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Согласно официальному ответу, использование мессенджера MAX обязательным не является. В случае отказа ученика или родителей от регистрации в MАХ «вопрос обеспечения альтернативного способа получения полной информации об образовательном процессе должен быть решен при содействии образовательной организации» - гласит ответ.

Неговорящий мессенджер
Ещё одна проблема – плохая доступность МАХ для слепых и слабовидящих. Так, Константин Зверев видит лишь на 3 %. Чтобы пользоваться компьютером и смартфоном, молодой человек установил программы, которые озвучивают всё, что происходит на экране. Он протестировал новый мессенджер и остался не слишком доволен.

 - Допустим, я открываю чат и не могу прочитать, за что отвечают кнопки наверху (аудиозвонок, видеозвонок), нижние кнопки (функции «добавить» файл, фото, голосовое сообщение), и даже не могу на них нажать. Чтобы открыть клавиатуру, приходится отключать «говорящую» программу, - говорит Константин. – В группах я не могу прочитать, кто написал то или иное сообщение. Приходится увеличивать каждое по отдельности. Это неудобно. К тому же можно попасть на мошенников: они любят маскироваться и нужно ещё разглядеть, что одна буква или цифра в адресе не та.

 Конечно, есть альтернатива - заходить с компьютера или установить на телефон другую, платную, программу синтезатора речи. Но нужно в ней разбираться, связываться с производителем, платить… А пока людям с нарушением зрения остается только писать в техподдержку, которая обещает решить проблему, но результата нет.

 - Я не против использовать МАХ, но мне неудобно. В других мессенджерах я могу быстро проверить чат, кому-то ответить за пару секунд, а здесь приходится тратить время, отвлекаться, - говорит Константин. – Единственный плюс – по нему можно дозвониться, когда связь ограничена и другие мессенджеры не работают.

Эксперимент
 Когда я узнала, что для доступа к «Госуслугам» потребуется МАХ, решила сразу это проверить. Но мне повезло: на моем телефоне вход в это приложение настроен через четырехзначный код. Настройки, слава богу, сохранились, дополнительно ничего вводить не нужно.

 Константин тоже решил проверить, как это работает. Войти на портал «Госуслуги» с компьютера ему удалось, как обычно, с помощью СМС. И тут же на экране высветилось предложение войти через МАХ; под ним была кнопка «Пропустить». Он ее нажал и зашел на «Госуслуги», не присоединяя мессенджер.
Затем Константин решил войти в приложение «Госуслуги» на телефоне. У него настроен вход по отпечатку пальца; но для чистоты эксперимента молодой человек в разделе «Настройки» удалил из телефона свои данные в этом приложении (логин, пароль и т. д.). Он снова ввел номер телефона, пароль, код из СМС. И тут же появилось окошко с предложением: «Подтверждайте вход через мессенджер МАХ». Под ним – крупная синяя кнопка «Подключить» и менее заметная на белом фоне «Пропустить». Спокойно пропустив, молодой человек придумал цифровой код для входа в приложение.

 Казалось бы, всё просто: пропусти это всплывающее окно - и всё. Но вот что рассказала мне на следующий день череповчанка Валентина:
- Раньше, когда я заходила на «Госуслуги» и в электронный журнал, всплывали кнопки «Подключить МАХ» или «Пропустить». Но вскоре кнопка «Пропустить» исчезла, и, пока я не привязала МАХ к «Госуслугам», не могла зайти в электронный дневник. Не хотелось этого делать, но пришлось. Теперь, чтобы зайти на «Госуслуги», каждый раз надо заходить в приложение МАХ и скачивать код. Вот так навязывают, сначала добровольно, а потом принудительно!

 Как выяснилось, Валентина заходит на портал «Госуслуги» с телефона через браузер, приложения у нее нет. Почему у кого-то все работает по-прежнему, а у кого-то нет? Может быть, проблема возникает из-за браузера, а может, дело в настройках безопасности на телефоне или даже в определенной версии приложения, операционной системе смартфона и т. д. Не будучи специалистом, какой-то конкретный рецепт дать сложно. Единственное, что можно посоветовать: никогда не нажимайте какие-либо кнопки бездумно. Если выплыло незнакомое окно, лучше потратить чуть больше времени, внимательно прочитать и обдумать, что и куда вводить, какой вариант выбрать, чтобы потом не жалеть.

Зарегистрируйся и получишь приз
В школе № 30 объявили новогодний розыгрыш. Чтобы выиграть сертификат в кинотеатр, аквапарк или боулинг, ребенок (или родитель) должен подписаться на официальный чат школы в MAX, написать там свое имя и класс. Учитываться будут только комментарии от пользователей, которые привязали свой аккаунт в MAX к электронному дневнику. Родители возмущаются: «Ежедневно слышим от учителей, что дети не хотят учиться, ничем кроме телефонов не интересуются, но при этом сами же школы мотивируют на бесконечное тыканье в телефон! Где реальное общение, чтение книг? За участие в олимпиаде ребенок получит бумажную грамоту, а за подключение к MAX – билет в аквапарк? Где логика?!»

Марина Чадова


Читайте также